Правила поведения при ДТП: кратко для участников и очевидцов аварии

Содержание
  1. Правила поведения водителей при ДТП
  2. Существуют следующие виды ДТП:
  3. Обязанности водителя при ДТП:
  4. Если на место ДТП прибыли сотрудники полиции, то они обязаны составить следующие первичные документы:
  5. Порядок действий при ДТП: описание и рекомендации
  6. Понятие ДТП
  7. Как нельзя поступать?
  8. Как поступать пассажирам?
  9. Когда оформляется европротокол?
  10. Правила составления европротокола
  11. Что делать дальше?
  12. Правила поведения при транспортных авариях — Портал по безопасности
  13. Виды транспорта. Экстремальные ситуации на транспорте, правила поведения.
  14. Пожарная и электробезопасность. Воздействие электр…
  15. Зоны криминальной опасности, правила поведения. Пр…
  16. 17. Правила поведения при транспортной чс
  17. Что делать при ДТП без пострадавших в 2019 году — обязанности и инструкция по действиям водителя
  18. Что нужно делать, если попал в ДТП — первоочередные обязанности водителей
  19. 4 варианта оформления ДТП
  20. Разъехаться без оформления документов по ДТП
  21. Оформление аварии по Европротоколу
  22. Оформление происшествия на ближайшем посту ГИБДД
  23. Звонок дежурному
  24. Как поступать, если виноват
  25. Схема действий, если не виноват
  26. Что делать после оформления ДТП
  27. Последовательность действий по КАСКО
  28. Срок рассмотрения ДТП без пострадавших

Правила поведения водителей при ДТП

Правила поведения при ДТП: кратко для участников и очевидцов аварии

Каждый водитель может попасть в дорожно-транспортное происшествие, но, как правило, очень мало кто знает, как себя вести, если случилось ДТП и вы стали его участником.

Автомобильная авария или дорожно-транспортное происшествие, согласно действующему законодательству, — это событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Существуют следующие виды ДТП:

  1. опрокидывание — происшествие, при котором движущееся транспортное средство опрокинулось.
  2. наезд на стоящее транспортное средство — происшествие, при котором движущееся транспортное средство наехало на стоящее транспортное средство, прицеп или полуприцеп.
  3. наезд на препятствие  — происшествие, при котором движущееся транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет (опора моста, столб, дерево, ограждение и т.д.).
  4. наезд на пешехода — происшествие, при котором движущееся транспортное средство наехало на человека или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство. К этому же виду относится так же происшествия, при котором пешеходы пострадали от перевозимого груза или предмета.
  5. падение пассажира — происшествие, при котором произошло падение пассажира с движущегося транспортного средства или в салоне (кузове) движущего транспортного средства в результате резкого изменения скорости или траектории движения и др., если оно не может быть отнесено к другому виду ДТП.
  6. иной вид ДТП — падение перевозимого груза или отброшенного колесом предмета на человека, животное или другое транспортное средство, наезд на лиц, не являющихся участниками дорожного движения и др.

Обязанности водителя при ДТП:

В случае автомобильной аварии водитель обязан немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию; принять возможные меры для оказания доврачебной медицинской помощи  пострадавшим, вызвать «Скорую медицинскую помощь», а в экстренных случаях отправить пострадавших на попутном,  а если это не возможно, доставить на своем транспортном средстве в ближайшее лечебное учреждение, сообщить свою фамилию, регистрационный знак транспортного средства (с предъявлением документа, удостоверяющего личность, или водительского удостоверения и регистрационного документа на транспортное средство) и возвратиться на место происшествия; при необходимости освободить проезжую часть. При необходимости освобождения проезжей части или доставки пострадавших на своем транспортном средстве в лечебное учреждение предварительно зафиксировать в присутствии свидетелей положение транспортного средства, следы и предметы, относящееся к происшествию и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия; сообщить о случившимся в полицию, записать фамилии и адреса очевидцев и  ожидать прибытия сотрудников полиции.

Если в результате ДТП нет пострадавших, водители при взаимном согласии в оценке обстоятельств случившегося ДТП могут, предварительно составив схему происшествия и подписав ее, прибыть на ближайший пост дорожно-патрульной службы или в органы полиции для оформления происшествия.

Если в результате ДТП с участием двух  транспортных средств, гражданская ответственность  владельцев которых застрахована в соответствии с законодательством РФ  об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, вред причинен только имуществу и обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением имущества в результате ДТП, характер и перечень видимых повреждений  транспортных средств не вызывает разногласий участников дорожно-транспортного происшествия, оформление документов о дорожно-транспортном происшествии может осуществляться без участия уполномоченных на то сотрудников полиции путем заполнения водителями, причастных к ДТП соответствующих бланков извещений о дорожно-транспортном происшествии в соответствии с требованиями, установленными Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.  
Если вы не знаете как заполнять бланки извещений о ДТП или неуверенны в правильности заполнения бланков извещений о дорожно-транспортном происшествии, Вы можете получить консультацию у  автоюриста по ДТП,  по телефонам: 8 (800) 551-25-70,  +7 (499) 404-25-21

Если на место ДТП прибыли сотрудники полиции, то они обязаны составить следующие первичные документы:

  • протокол осмотра места ДТП,
  • схему ДТП,
  • протокол осмотра и проверки технического состояния транспортных средств,
  • справку о ДТП,
  • объяснения участников происшествия и свидетелей,
  • вещественные доказательства,
  • акт освидетельствования  на состояние алкогольного опьянения,

Водители транспортных средств, причастные к ДТП, обязаны заполнить бланк извещения о ДТП, выданный страховщиком, независимо от оформления извещения о ДТП сотрудниками полиции. Предусматривается заполнение одного бланка указанного извещения водителями двух транспортных средств, причастных к ДТП. При наличии разногласий между участниками ДТП относительно его обстоятельств эти разногласия указываются в извещении о ДТП.  

Порядок действий при ДТП: описание и рекомендации

Дорожные происшествия считаются достаточно распространенными ситуациями на дороге. В результате наносится урон имуществу или даже здоровью и жизни граждан.

Поэтому каждый автовладелец должен знать, какие действия при ДТП должны совершаться по законодательству.

Если будут нарушены основные требования к этому процессу, то это может стать причиной появления сложностей с получением компенсации от страховой компании по ОСАГО.

Понятие ДТП

Дорожные происшествия представлены событиями, при которых сталкиваются машины с движимыми или недвижимыми объектами, людьми, велосипедистами или иными элементами. Последствия таких аварий могут быть разными, так как может наноситься урон не только имуществу, но и здоровью или жизни людей.

Авария официально признается ДТП исключительно в ситуации, когда хотя бы одна машина двигается до столкновения. Если же наносится урон людьми стоящему автомобилю, то эта ситуация не рассматривается сотрудниками ГИБДД.

Каждый владелец автомобиля должен знать, как правильно поступать после аварии, чтобы не нарушить законодательство. Действия при ДТП зависят от того, имеются ли пострадавшие в результате происшествия.

Правила поведения водителей во время таких происшествий прописываются в ст. 2 ПДД. Здесь перечисляются все последовательные действия, которые должны совершаться участниками происшествия.

Наиболее распространены аварии, при которых отсутствуют пострадавшие, поэтому нарушается исключительно целостность автомобилей. Действия при ДТП без пострадавших заключаются в следующем:

  • первоначально надо остановить машину;
  • устанавливается знак аварийной остановки, предупреждающий других водителей о том, что на конкретном участке дороги произошла авария;
  • включается аварийка;
  • запрещено трогать какие-либо детали, имеющие отношение к происшествию;
  • важно убедиться, что другой водитель и пассажиры не получили никаких повреждений;
  • оценивается размер нанесенного ущерба;
  • если авария является мелкой, то водители самостоятельно могут заняться ее оформлением, для чего они фиксируют места расположения машин с помощью фото или видеосъемки;
  • далее они направляются в ближайшее отделение ГИБДД для оформления происшествия;
  • если требуется для ремонта машины, принадлежащей пострадавшему, меньше 50 тыс. руб., то можно составить европротокол.

Особенно много внимания уделяется правильной фиксации мест расположения автомобилей, а также всем появившимся повреждениям.

Дополнительно на схеме указывается, где располагаются разные дорожные знаки, инженерные системы, строения и другие элементы.

Только после того как будет составлена схема и зафиксированы все предметы, имеющие отношение к аварии, разрешается перемещать автомобили на обочину.

Нередко даже при мелких авариях граждане не желают мирным способом оформить ДТП. В этом случае действия при оформлении ДТП предполагают вызов сотрудников ГИБДД. Поэтому после остановки машины, включения аварийки и выставления знака аварийной остановки потребуются следующие действия:

  • берутся контактные данные всех очевидцев;
  • вызываются сотрудники ГИБДД;
  • не допускается покидать место аварии до того момента, пока не приедут работники ГИБДД;
  • дальнейшим оформлением ДТП занимаются именно автоинспекторы.

Действия виновника ДТП являются аналогичными, поэтому не разрешается покидать место происшествия или настаивать на своей невиновности. Если между автовладельцами возникают разногласия относительно того, кто из них является виновником, то потребуются записи с видеорегистраторов, правильное составление схемы и обращение к очевидцам.

Нередко дорожные происшествия заканчиваются тем, что появляются пострадавшие. Им могут наноситься серьезные травмы, поэтому автомобилисты должны знать, каков алгоритм действий при ДТП при наличии таких условий. Поэтому гражданами выполняются действия:

  • останавливается машина и включается аварийка;
  • первоначально надо попытаться своими силами оказать помощь пострадавшим, если имеются соответствующие навыки;
  • далее вызывается скорая помощь и полиция;
  • если ситуация является критической, то допускается попробовать самостоятельно отвезти на машине пострадавших в больницу, а также разрешается остановить попутную машину и попросить водителя отвезти гражданина к медикам;
  • если участник ДТП покидает место происшествия, то по приезде в больницу ему надо сообщить работникам учреждения свои контактные данные и информацию о машине, а также передается паспорт и удостоверение водителя, так как только при таких действиях можно доказать, что гражданин покинул место аварии для оказания помощи пострадавшим;
  • после требуется возвратиться на место ДТП;
  • при таких условиях непосредственные автоинспекторы занимаются оформлением аварии, поэтому фиксируют разные детали, имеющие отношение к происшествию;
  • только после выполнения всех необходимых действий разрешается убрать с дороги машины на обочину.

Желательно предварительно взять контактные данные у свидетелей, если они имеются, так как нередко при таких серьезных авариях оба участника стараются перекинуть виновность друг на друга. Поэтому автоинспекторы должны тщательно разобраться в нюансах происшествия. Если водителями будут выполняться правильные действия после ДТП, то можно избежать действительно серьезных негативных последствий.

Крупные ДТП могут заканчиваться смертью водителя, пассажиров или других участников аварии. Порядок действий при ДТП в таких условиях зависит от имеющихся уникальных обстоятельств. Если умирает любой участник происшествия, то виновнику придется столкнуться с действительно серьезными последствиями, поэтому он привлекается не только к административной ответственности, но и уголовной.

Действия при ДТП при наличии погибших должны быть четкими и правильными, чтобы не усугублялась обстановка. Поэтому реализуются действия:

  • водители должны остановиться, поэтому не допускается дальнейшее движение;
  • проверяется состояние граждан, чтобы убедиться, что невозможно оказать помощь пострадавшим;
  • немедленно вызывается скорая помощь;
  • далее надо позвонить в полицию и объяснить возникшую ситуацию;
  • целесообразно позвонить в страховую компанию, родственникам других участников аварии и адвокату для получения консультации.

От правильности действий зависит последующее наказание.

Как нельзя поступать?

Если виновник ДТП сразу после аварии начнет звонить друзьям или родственникам, а не скорой помощи при наличии пострадавших, то эти действия могут расцениваться как серьезное преступление, так как гражданин не пытался помощь пострадавшим.

Желательно сразу вызывать на место происшествия адвоката, чтобы все показания давались при нем.

Как поступать пассажирам?

Правильные действия при ДТП должны совершаться не только непосредственными водителями, но и другими участниками аварии, к которым относятся пассажиры. Поэтому целесообразно выполнять действия:

  • оказывается помощь другим участникам аварии;
  • если у какого-либо пассажира имеется медицинское образование, то он может оказывать медицинскую помощь пострадавшим, что нередко позволяет сохранить им жизнь;
  • если в машине остальные граждане находятся без сознания, то сразу вызывается скорая помощь, после чего людей надо вытащить из автомобиля, если существует вероятность возникновения возгорания;
  • во время взаимодействия с пострадавшими надо быть аккуратным, чтобы не нанести дополнительный вред;
  • не допускается трогать какие-либо предметы, имеющие отношение к аварии, а также запрещается поить или кормить пострадавших;
  • при кровотечениях или открытых переломах можно накладывать жгут или тугую повязку, но только при наличии соответствующих навыков и умений;
  • если у пострадавшего останавливается дыхание, то обязательно требуется оказывать реанимационные мероприятия, причем предварительно надо убедиться, что в дыхательных путях отсутствуют какие-либо предметы, а только потом осуществляется массаж сердца и делается искусственное дыхание;
  • если выявляются переломы, то накладывается шина.

Если останавливаются машины рядом с местом аварии, то можно попросить водителей отвезти пострадавших в больницу. Только за счет правильного поведения всех участников происшествия можно гарантировать сохранение жизни гражданам и грамотное оформление ДТП. Порядок действий должен соблюдаться не только водителями, но и пассажирами или очевидцами.

Когда оформляется европротокол?

Нередко мелкие аварии оформляются непосредственными водителями. Для этого должны соблюдаться некоторые правила:

  • в аварии участвует не больше двух машин;
  • отсутствуют пострадавшие;
  • нанесенный урон может возмещаться с помощью суммы, не превышающей 50 тыс. руб.;
  • у водителей имеется бланк документа;
  • граждане разбираются в правилах его заполнения.

Если нарушается хотя бы одно правило, то придется вызывать автоинспекторов.

Правила составления европротокола

При этом должны выполняться определенные действия при оформлении европротокола при ДТП. Поэтому реализуются этапы:

  • первоначально останавливаются машины и включается аварийка;
  • выставляются знаки аварийной остановки;
  • устанавливается отсутствие пострадавших;
  • оценивается нанесенный урон автомобилям;
  • водителями принимается решение о необходимости составления европротокола;
  • производится заполнение документа и формирование схемы ДТП;
  • вносить сведения в протокол должны оба участника своей рукой;
  • оповестить о составлении документа следует страховые компании.

Должен грамотно соблюдаться порядок действий по европротоколу. ДТП в этом случае будет оперативно и правильно оформлено.

Что делать дальше?

С составленным документом и схемой пострадавший может обратиться в страховую компанию для получения компенсации. Если будут иметься нарушения или ошибки в документе, то фирма может отказать в возмещении. Выплата не может превышать 50 тыс. руб., хотя в городах федерального значения перечисляется максимально 400 тыс. руб. по европротоколу.

При составлении протокола надо быть аккуратным, чтобы не допускать разные ошибки. В нем перечисляются все повреждение, полученные автомобилем в процессе столкновения. По такому документу страховые выплаты перечисляются только невиновному участнику аварии.

Если авария является серьезной, то придется воспользоваться помощью автоинспекторов. Действия при ДТП по ОСАГО должны быть грамотными, так как иначе может быть получен отказ в начислении компенсации страховой компанией. Процедура делится на последовательные этапы:

  • после остановки машины, включения аварийки и выставления знака необходимо вызвать на место происшествия сотрудников ГИБДД;
  • если машины мешают передвижению других автомобилей, то до приезда автоинспекторов можно зафиксировать место аварии на фотографиях, после чего транспорт переставляется на обочину;
  • сотрудники ГИБДД изучают все нюансы и обстоятельства, имеющие отношение к аварии, после чего ими оформляется протокол;
  • в документ могут вноситься замечания каждого участника ДТП;
  • виновнику выписывается постановление, а пострадавшему выдается справка о ДТП.

Со всеми документами, полученными от автоинспектора, надо обратиться в страховую компанию для получения компенсации.

При возникновении дорожного происшествия автовладельцы должны знать, какие действия ими обязаны выполняться. От этого зависит безопасность граждан и возможность получения страховой выплаты по ОСАГО.

Действия значительно отличаются в зависимости от наличия или отсутствия пострадавших. Мелкие аварии могут оформляться самостоятельно водителями с помощью составления европротокола.

Правила поведения при транспортных авариях — Портал по безопасности

✔ Другие виды работ по договоренности.

Виды транспорта. Экстремальные ситуации на транспорте, правила поведения.

Транспортные средства – устройства, предназначенные для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на них. Транспорт может быть личным, акционерных предприятий и общественным (муниципальным).

Он может быть также наземным (автомобильным и железнодорожным), подземным (метро), авиационным, морским и речным. Нет абсолютно безопасного транспорта.

На любом виде транспорта возможны следующие опасные ситуации: столкновения с автотранспортом, пожар, экстренное торможение, криминальные конфликты, сексуальные домогательства и др.

1. Правила безопасного поведения на транспорте (городском общественном, акционерных предприятий и частном)

Необходимо неукоснительно соблюдать правила:

1) при пользовании общественным (и других видов владения) транспортом не высовывайтесь из окна и держитесь за поручни;

2) при ожидании автобуса (трамвая, троллейбуса) на остановке не приближайтесь к транспорту ближе, чем на 0,5 м;

3) когда машина (автобус, троллейбус) подходит к остановке, не спешите встать в первом ряду;

4) войдя в транспорт, не задерживайтесь на подножке, проходите в салон;

5) выйдя из транспорта на тротуар, дождитесь, когда автобус, троллейбус или трамвай отъедет, и только после этого начинайте переход улицы;

6) пользуясь эскалатором, стойте справа, держась за поручни;

7) никогда не садитесь на ступени движущегося эскалатора;

если вы спешите, двигайтесь по эскалатору спокойно, держась за поручни;

9) ожидая поезда в метро, не подходите к краю платформы, находитесь за предупредительной полосой;

10) будьте особенно внимательны, выходя из последних дверей последнего вагона поезда метро.

2. Меры безопасности на железнодорожном транспорте

С точки зрения безопасности самые лучшие места в поезде – в центральных вагонах, спиной по ходу движения.

1) не открывать при движении поезда наружные двери;

2) нельзя высовываться из окон;

3) тщательно укладывать свой багаж на верхних полках, при этом хорошо зафиксировать его на случай возможного падения при экстренном торможении или аварии;

4) не срывать без необходимости стоп-кран. Даже при пожаре нельзя останавливать поезд на мосту, в туннеле и других местах, где может осложниться эвакуация;

5) при крушении или экстренном торможении самое важное – закрепиться, чтобы при падении избежать травм;

6) переходить железнодорожные пути только в местах, безопасных для перехода, – по подземному туннелю, надземному мостику или по служебным и специальным переходам, где проложены шпалы или железобетонные плитки, в других местах неположено и опасно – ваша нога может быть зажата между рельсами в месте стрелочного автоматического перевода.

3. Особенности поведения в авиационном транспорте

В самолете, следует:

1) изучить памятки, прослушать инструкции экипажа;

2) застегнуть ремень, подогнав его под свою фигуру;

3) при разгерметизации самолета немедленно надеть кислородную маску, помочь сделать это соседям.

Сразу после остановки самолета в случае вынужденной посадки следует:

1) покинуть самолет через основной или аварийный выходы;

2) отбежать от самолета;

3) оказать первую медицинскую помощь пострадавшим пассажирам;

4) оборудовать временное убежище из обломков самолета, веток, снега;

5) собрать в одно место воду, еду, теплые вещи;

6) избрать командира (в случае гибели экипажа при аварийной посадке);

7) оборудовать временный лагерь.

4. Меры безопасности на речном и морском транспорте

Ступая на борт судна речного или морского типа, пассажир полностью подчиняется власти и командам капитана (касающихся пассажиров), а также помощников капитана.

Обязанности пассажира на борту судна:

1) разобраться, как пользоваться спасательными и противопожарными средствами и где они на судне находятся (в ящиках, на стенках, в шкафах кают), ознакомиться с судовыми памятками для пассажира;

3) при эвакуации в первую очередь борт судна покидают женщины, дети, раненые и старые люди;

4) немедленно бросить спасательный круг, если человек упал за борт.

5. Обеспечение безопасности дорожного движения

Регулирование и обеспечение безопасности дорожного движения на всей территории России устанавливают единые Правила дорожного движения (утверждены постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090).

В них установлены:

1) единый порядок дорожного движения;

2) обязанности и права участников дорожного движения (водителя транспортного средства, пешехода, пассажира, сотрудника ГИБДД);

3) сигналы светофора и регулировщика;

4) дорожные знаки и их значение;

5) дорожная разметка и ее характеристики;

6) уголовная и административная ответственность за нарушение правил дорожного движения.

Водитель – лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается инструктор, обучающий вождению.

1) иметь при себе соответствующие документы на право управления и владения транспортным средством и предоставлять их по требованию сотрудников милиции;

2) перед выездом проверять и в пути обеспечивать исправное техническое состояние транспортного средства;

3) проходить по требованию сотрудников милиции освидетельствование на состояние опьянения, проверку знаний правил и навыков вождения, а также медицинское освидетельствование для подтверждения способности к управлению транспортным средством (ТС);

4) при дорожно-транспортном происшествии (ДТП):

а) немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство;

б) включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки;

в) принять возможные меры для оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим, вызвать скорую помощь;

г) сообщить о случившемся в милицию и ожидать ее приезда.

Пожарная и электробезопасность. Воздействие электр…

Горением называется быстро протекающее химическое превращение веществ, сопровождающиеся выделением больших количеств теплоты и обычно ярким.

Зоны криминальной опасности, правила поведения. Пр…

Места скопления людей, где преступникам легко совершить преступление и легко.

17. Правила поведения при транспортной чс

Правила поведенияЕсли вы попали в аварию:

сохраняйте самообладание в любой ситуации;

пассажиры должны быстро сгруппироваться, лечь на пол или сидение, защитить голову руками, накрыть детей своим телом, напрячь мышцы;

покиньте автомобиль только после полной его остановки;

после аварии быстро оцените обстановку, положение транспортного средства, наличие факторов опасности;

определите степень травмирования и состояние всех участников ДТП;

постарайтесь самостоятельно выбраться из автомобиля и помочь всем пострадавшим покинуть его. В случае невозможности это сделать успокойтесь, не делайте резких движений, примите оптимальную позу, позовите на помощь, ждите спасателей;

покиньте автомобиль через двери, окна, люки;

отойдите на безопасное расстояние от места аварии;

вызовите сотрудников ГИБДД, спасателей, пожарных, медиков; окажите помощь пострадавшим;

при возникновении пожара постарайтесь погасить огонь под ручными средствами или вызвать специалистов;

сохраните все следы аварии до прибытия сотрудников ГИБДД;

при падении автомобиля в воду постарайтесь его покинуть, двери можно открыть после полного погружения автомобиля под воду;

если вас сбивает автомобиль и избежать этого уже нельзя, то необходимо прыгнуть на его капот или лобовое стекло и защитить голову руками.

Современный мир и общество невозможно представить без авиации. Несмотря на то, что вопросам обеспечения безопасности на авиационном транспорте уделяется первостепенное внимание, чрезвычайные ситуации все же происходят.

В течение 2005 г., по данным Минтранса России, на гражданских воздушных судах Российской Федерации произошло 29 авиационных происшествий, в которых погибло 102 и пострадало 83 чел.

Чрезвычайные ситуации на авиационном транспорте имеют ряд специфических особенностей.

Это связано с высокой скоростью передвижения летательных аппаратов, наличием на их борту большого количества топлива, способного воспламениться или взорваться, нахождением людей в замкнутом пространстве салона, большой высотой полетов, отсутствием эффективных и надежных мер воздействия и помощи людям, которые терпят бедствие в воздухе, внезапностью и быстротечностью развития событий.

Что делать при ДТП без пострадавших в 2019 году — обязанности и инструкция по действиям водителя

В последние годы в Правила дорожного движения внесены существенные изменения, касающиеся поведения водителей после аварии.

Нововведения в закон о ДТП призваны упростить процедуру оформления и ускорить устранение препятствий на дороге после происшествия.

В этой статье будут детально расписаны алгоритмы, подсказывающие, как действовать по новым правилам, если произошло ДТП в 2019 году по ОСАГО.

Что нужно делать, если попал в ДТП — первоочередные обязанности водителей

Для каждой подобной ситуации в законе прописаны правила, которые необходимо соблюдать. Порядок действий виновника и потерпевшего в случае ДТП без пострадавших регламентируется пунктами 2.5, 2.6.1 ПДД. Первоочередные меры после столкновения перечислены в п. 2.5 Правил:

При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан:

  • немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство;
  • включить аварийную сигнализацию;
  • выставить знак аварийной остановки в соответствии с требованиями пункта 7.2 Правил;
  • не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию.

По ПДД знак аварийной остановки выставляется на расстоянии, позволяющем другим водителям своевременно заметить препятствие. Оно не может быть меньше 15 метров в населенных пунктах, и меньше 30 м за городом (п. 7.2 ПДД РФ).

После выполнения обязательных процедур, водителям следует оценить результаты столкновения. Что делать дальше, зависит от наличия пострадавших в аварии:

  1. При причинении вреда жизни и здоровью людей авария оформляется инспекторами ГИБДД. Убрать машины с дороги участники аварии обязаны только в том случае, если невозможно движение других транспортных средств. Освободить проезжую часть следует после фиксации последствий аварии.
  2. Если при ДТП никто не ранен и не умер, а автомобили препятствуют движению, водители обязаны освободить дорогу, не дожидаясь приезда полиции. Положение автомобилей, знаки, светофоры и другие объекты дорожной инфраструктуры предварительно фотографируются или снимаются на видео.

4 варианта оформления ДТП

Пункт 2.6.1 Правил дорожного движения регулирует поведение водителей после аварии, в которой причинен только имущественный вред. Он допускает 4 варианта развития событий:

  1. Разъехаться, уладив все претензии на месте происшествия;
  2. Оформить ДТП по Европротоколу;
  3. Проехать до ближайшего полицейского поста для оформления ДТП;
  4. Позвонить в ГИБДД и следовать инструкциям дежурного;

Первые два способа не предусматривают участие инспекторов дорожной полиции. В третьем и четвертом случае оформлением аварии занимаются сотрудники ГИБДД. Рассмотрим более подробно каждый из вариантов.

Разъехаться без оформления документов по ДТП

Оформлять бумаги о происшествии теперь не обязательно, когда участникам происшествия они не нужны. Такая ситуация может возникнуть, если:

  • вред, причиненный имуществу, незначителен или отсутствует;
  • виновный возместил пострадавшему ущерб на месте;
  • участники урегулировали вопрос дальнейшего возмещения вреда без привлечения полиции и страховой компании, например, виновный написал расписку на сумму ремонта машины пострадавшего лица.

Оформление аварии по Европротоколу

Европротокол — процедура оформления бумаг по ДТП для страховой компании без дорожной инспекции. Так же называют Извещение о ДТП, подаваемое страховщику, заполненное водителями в этом процессе. Использовать Европротокол можно только при выполнении ряда условий (ст. 11.1 Закона «Об ОСАГО»):

  • в аварии участвовало два автомобиля;
  • оба водителя застрахованы по ОСАГО;
  • нет пострадавших;
  • ущерб причинен только имуществу участников;
  • между водителями нет разногласий по поводу обстоятельств происшествия;
  • сумма ущерба не превышает лимит выплат по Европротоколу.

Максимальная сумма выплат по ДТП без подтверждения полицией — 100 тысяч рублей.

Если столкновение произошло в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области, оформить происшествие по Европротоколу можно при сумме ущерба до 400 тысяч рублей.

Увеличение лимита допускается при условии, что автомобили оснащены средствами фиксации с установленной системой ГЛОНАСС, исключающей возможность подделки фото- или видеозаписей.

Оформление происшествия на ближайшем посту ГИБДД

Фиксация происшествия на посту ГИБДД обладает только одним преимуществом перед вызовом инспекции к месту ДТП. Водителям не нужно длительное время ждать полицейских.

Однако судить о характере происшествия, устанавливать виновных автоинспекторы будут по фото, видеодоказательствам и бумагам, оформленным на месте аварии.

Поэтому важно подробно зафиксировать все детали, имеющие отношение к столкновению, при помощи телефона или другого гаджета:

  • номера транспортных средств;
  • следы шин;
  • места нахождения осколков, запчастей, подтеков жидкостей;
  • положение автомобилей относительно друг друга и объектов дорожной инфраструктуры.

Желательно составить на месте ДТП схему аварии и снабдить её дополнительным описанием. Бумагу подписывают оба участника столкновения. Также не лишним будет сбор контактных данных свидетелей ДТП.

Звонок дежурному

Звонить на пульт дежурному автоинспектору нужно, если со вторым участником не достигнуто соглашение об использовании предыдущих вариантов. Неадекватное поведение, агрессия — основание для звонка.

Даже небольшое транспортное происшествие — стресс для водителя. Попав в аварию, участники часто теряются, ведут себя агрессивно или, наоборот, находятся в шоковом состоянии, забывая совершить элементарные действия. Это может привести к ошибкам при оформлении происшествия и, как следствие, финансовым потерям.

Как поступать, если виноват

Стать виновником аварии можно из-за собственной невнимательности или умышленного нарушения ПДД. Но в любом случае, если столкновение уже произошло, важно не паниковать.

Некоторые водители, стремясь избежать наказания, покидают место происшествия. Такие действия усугубят вину. По номеру автомобиля при помощи спутниковых систем и видеонаблюдения машину быстро отыщут.

В этом случае водителю придется отвечать не только за происшествие, но и за оставление места ДТП.

Часто виновники аварии не придают большого значения оформлению документов по аварии. Им не нужно получать выплаты со страховой компании, поэтому они прохладно относятся к заполнению бумаг. Такая позиция ошибочна. И вот почему:

  1. Отказ страховой компании оплатить ущерб пострадавшему ведет к взысканию средств на ремонт непосредственно с виновника ДТП.
  2. Страховщик может обратиться с регрессным иском к страхователю и взыскать деньги с виновника, если тот нарушил свои обязанности по договору ОСАГО.
  3. Превышение суммы страхового покрытия оплачивает виновник аварии.

Для того чтобы избежать неприятных последствий, желательно не только правильно оформить бумаги по ДТП, но и проконтролировать процедуру выплаты пострадавшему. Сам алгоритм первых действий виновника после аварии по ОСАГО без пострадавших следующий:

  1. Изначально сохранять спокойствие и не поддаваться панике.
  2. Остановить машину, включить аварийную сигнализацию и установить знак ДТП.
  3. Убедиться в отсутствии пострадавших.
  4. Снять место происшествия на телефон, фотоаппарат или камеру.
  5. Убедиться, что второй участник закончил съемку.
  6. Убрать автомобиль с дороги.
  7. Заполнить лицевую сторону Извещения о ДТП со вторым участником. Оборотную сторону каждый водитель заполняет самостоятельно в любое время до подачи документа страховщику.
  8. Совместно выбрать способ оформления происшествия.

Дальнейшие действия зависят от выбранного варианта. Виновнику выгодно оформить материалы по аварии без привлечения полицейских. В этом случае его не привлекут к ответственности за нарушение правил дорожного движения. Но пока пострадавшие обычно перестраховываются и не идут на оформление Европротокола.

Тем не менее такая форма регистрации ДТП более удобна для обоих участников, и, несомненно, будет развиваться в дальнейшем.

Схема действий, если не виноват

Пострадавшая сторона часто теряется при ДТП и не знает, как себя вести. Однако правила поведения при авариях на автомобильном транспорте не сильно отличаются для виновного и невиновного лица. Порядок действий аналогичен:

  1. Остановить машину, или не трогать её с места, если произошло столкновение со стоящим авто.
  2. Включить аварийку и выставить аварийный знак.
  3. Оценить последствия происшествия.
  4. Снять место аварии на мобильное или записывающее устройство.
  5. Убрать ТС с дорожного полотна.
  6. Согласовать дальнейшие действия со вторым участником и заполнить Извещение о ДТП.

Рассматривая, какие действия производятся на месте ДТП для получения страховки, если водитель не виноват, нужно отметить, что пострадавшему лицу следует ответственно подойти к заполнению бумаг. Ошибки при заполнении этого важного документа могут привести к отказу страховой компании в выплате возмещения.

Обращение к полицейским не гарантирует оплату ущерба. Оно лишь может подтвердить вину второго лица. Извещение о ДТП, на основании которого производится выплата, полностью оформляется участниками аварии. Пострадавшему лицу следует тщательно проверить данные, внесенные вторым участником в протокол. При выявлении ошибок, исправления заверяются подписями обеих сторон.

При оформлении Европротокола полис ОСАГО желательно проверить. Это можно сделать на сайте РСА в онлайн-режиме. Контролируется период действия страховки, а также внесение водителя в полис. Если сведения вызывают подозрения, лучше обратиться за помощью в ГИБДД.

Оформление аварии может осуществляться в присутствии представителей страховщика. Для этого пострадавший или виновный сообщает в свою страховую компанию о ДТП и месте его совершения. Решение о необходимости выезда на место происшествия страховщик принимает на основании полученных сведений.

Что делать после оформления ДТП

Участники ДТП обязаны уведомить страховщиков о наступлении страхового случая. Порядок и сроки уведомления прописываются в договоре. Лучше сделать это как можно быстрее. Одной из причин регрессного иска к виновнику происшествия является неподача Европротокола страховщику в течение 5 рабочих дней после ДТП.

Для получения возмещения пострадавший обращается в страховую компанию. При отсутствии пострадавших водитель может выбрать, к кому обращаться — к своему страховому агенту (прямое возмещение) или к страховщику виновника. Прямое возмещение возможно при выполнении следующих условий (ст. 14.1 Закона «Об ОСАГО»):

  • ущерб причинен только автомобилям участников ДТП;
  • гражданская ответственность всех водителей застрахована по ОСАГО.

Пакет документов страховщику зависит от того, как оформляется авария без пострадавших. Если ДТП зарегистрировано по Европротоколу, в перечень бумаг входит:

  • заявление о страховом возмещении;
  • Извещение о ДТП;
  • подтверждающие фото и видеоматериалы.

При оформлении столкновения через дорожную инспекцию, нужно дополнительно получить копию протокола об административном правонарушении виновника аварии. Действовавшая ранее справка о ДТП отменена.

После получения бумаг страховая компания согласовывает с пострадавшим время и место осмотра автомобиля, после которого производится оценка полученного вреда. При необходимости клиенту выписывается направление на автоэкспертизу. Если страховщик не производит необходимые действия, водитель может самостоятельно провести оценку ущерба и обратиться в суд.

Действия после оформления ДТП виновника аварии зависят от способа регистрации аварии. Страховщику необходимо сообщить о страховом случае в установленные договором сроки. При заполнении Европротокола у водителя дополнительно появляются следующие обязанности:

  • подать своему страховому агенту Извещение о ДТП в течение 5 рабочих дней после столкновения;
  • предоставить машину для осмотра и автоэкспертизы по требованию страховщика;
  • не ремонтировать и не утилизировать автомобиль в течение 15 календарных дней после аварии (без учета выходных и праздников).

Неисполнение этих положений ведет к регрессному иску страховщика (пункты ж, з, и ст.14 Закона «Об ОСАГО»).

За нарушение Правил дорожного движения, приведших к аварии без причинения вреда жизни и здоровью, водитель несет административную ответственность. Вот что грозит за ДТП без пострадавших:

  • административный штраф;
  • административный арест до 15 суток;
  • общественные работы до 200 часов;
  • лишение водительских прав — до 3 лет.

Наказание зависит от вида правонарушения. Например, несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой, карается штрафом в 500 руб. (ст. 12.16 КоАП РФ), а за употребление наркотиков или алкоголя участником ДТП до освидетельствования штраф составит 30 тыс. руб. (ст. 12.27 КоАП РФ). Полный список правонарушений и наказаний за них содержится в главе 12 КоАП РФ.

Последовательность действий по КАСКО

Основные принципы разных видов страхования не сильно отличаются друг от друга. Модель поведения при дорожно-транспортном происшествии по КАСКО такая же, как и при ОСАГО.

Пострадавшему нужно оформить Извещение о ДТП и обратиться в страховую компанию. После осмотра автомобиля и оценки вреда страховщик выплачивает возмещение.

Единственное отличие — страхователь получает средства только у своего страховщика. Сроки обращения и порядок регулируются договором.

Срок рассмотрения ДТП без пострадавших

На решение всех вопросов может понадобиться разное количество времени, поскольку срок расследования аварии зависит от множества факторов.

Сотрудники полиции могут определить виновного сразу при осмотре места происшествия или оформлении материалов на посту. Но если обстоятельства противоречивы, все документы передаются в Управление.

Обычно подготовка решения в этом случае не превышает 15 дней.

Если авария рассматривается в суде, процесс может затянуться до 3 месяцев. Страховые компании обязаны произвести выплаты в течение 30 дней с момента подачи всех документов (ст. 13 ФЗ «Об ОСАГО»).

Добавить комментарий