Когда ввели ОСАГО в России, с какого появилась страховка?

Содержание
  1. Когда ввели ОСАГО в России, с какого появилась страховка?
  2. История автострахования
  3. Начало автогражданской история в России
  4. Что нужно знать об ОСАГО?
  5. ОСАГО: что это такое и как работает
  6. Зачем нужен полис ОСАГО
  7. Какие документы нужны для оформления полиса
  8. Как купить полис ОСАГО, не выходя из дома
  9. Как не купить фальшивый полис ОСАГО
  10. Сколько стоит ОСАГО
  11. Что делать, если случилось ДТП
  12. К кому обращаться за возмещением по осаго
  13. Как возмещают ущерб
  14. Можно ли выбрать автосервис самому
  15. Получить деньги можно в следующих случаях:
  16. Что делать, если качество ремонта не устраивает
  17. Куда жаловаться в случае проблем
  18. С какого года ввели осаго в россии: история возникновения и развития закона об обязательном страховании
  19. Возникновение системы автострахования в России
  20. Принятие закона об ОСАГО: цели и история
  21. Основные изменения законодательства об ОСАГО
  22. С какого года ввели осаго в россии
  23. Предпосылки для разработки закона
  24. Когда ввели ОСАГО в России
  25. Особенности обязательной страховки

Когда ввели ОСАГО в России, с какого появилась страховка?

Когда ввели ОСАГО в России, с какого появилась страховка?

Каждый год на дорогах появляется огромное количество новых водителей, только начинающих изучать правила дорожного движения и вникающих в тонкости вождения. Глубокое штудирование ПДД, сдача экзамена на предмет допуска к вождению авто.

И вот они – права на управление ТС. Остается только получить страховку и можно смело ездить по дороге общего пользования. Однако, далеко не каждый из будущих автомобилистов знает, когда ввели ОСАГО в России.

А ведь история возникновения автогражданки очень даже интересная.

История автострахования

История развития автострахования берет свое начало в далеком 1898 году, спустя всего 3 года после изобретения первой машины. Но это была не обязательная процедура, а добровольная.

В то время первой на стезю страхования стала компания «Travels Insurance Company», заключив первый в мире договор страхования транспортного средства. Первым владельцем страховки стал некий Мартин Трумэн.

Стоимость полиса составляла 12 долларов, а при наступлении страхового случая компанией-страховщиком полагалась компенсация в размере 500 долларов. В те года это были достаточно большие деньги.

Примечательно то, что Трумэн приобрел автостраховку от столкновения имеющегося в его распоряжении чудо-повозки с конным экипажем, а не с иным ТС механического типа, коих на тот момент было очень мало.

Чуть больше трех десятков лет потребовалось автопрому Соединенных Штатов для наращивания достаточного количества автомобилей, требуемого для введения страхования как обязательной процедуры во время приобретения ТС.

Впервые прототип обязательного автострахования был введен в Штате Массачусетс в 1925 году. Чуть позже эта концепция начала развиваться и в других регионах США, а к середине 30-х годов 19 столетия эстафетную палочку под названием «ОСАГО» приняли и европейские страны.

Уже после 50-х годов 20 века автогражданка стала общепринятой нормой для всех развитых и многих развивающихся стран.

Начало автогражданской история в России

Вопреки общему предубеждению идея создания страховок, обязательных к заключению, в Российской Федерации появилась достаточно давно.

По мнению многих экспертов, страхование в РФ появилось в 1924 году, ровно за год до введения автогражданки в Соединенных штатах.

Но в силу незначительного количества механических ТС в тогдашнем СССР, данная идея от вождей, управляющих Советским Союзом, была сочтена неактуальной, хоть и очень интересной с точки зрения защиты участников дорожного движения, и получения прибыли в казну страны.

В 60-е годы появилось куда более серьезное направление в сфере автогражданского страхования. На этот период припадает разработка советского варианта автогражданки.

Однако, и эта попытка ввести обязательное страхование авто не увенчалась успехом.

И только в 1993-94 годах начали рассматриваться первые реальные законопроекты по автогражданке на заседаниях молодой Государственной Думы.

Опять-таки, в силу неполной осведомленности и некомпетентности соответствующих органов разработка страховок данного типа шла очень медленно. И только в 2000 году финальный законопроект был принят в первом чтении.

После этого шла его стремительная доработка, а 25 апреля 2002 года страна смогла ознакомиться с первым Федеральным законом об обязательном страховании – «Об ОСАГО», №40. Правда, действовать он начал только через 15 месяцев – 1 июля 2003 года.

Первая реакция на появление обязательного автострахования была воспринята автомобилистами очень негативно, ведь теперь они были вынуждены тратить свои деньги на приобретение полиса. Сегодня же автогражданка – это обыденность, а ее присутствие иногда помогает восстановить работоспособность автотранспортного средства в случае возникновения ДП.

Что нужно знать об ОСАГО?

С момента, когда страхование ТС стало обязательным, законопроект «Об ОСАГО» претерпел очень много изменений, в него было внесено огромное количество поправок.

Среди особенностей автогражданки хотелось бы выделить несколько важных моментов:

  1. Правила заключения договоров автогражданки, тарификация регламентируется Правительством и Центральным Банком Российской Федерации.
  2. Как и во многих Европейских странах, в нашей автогражданке есть такие понятия, как «Европротокол» и «Прямое возмещение ущерб». Благодаря Европротоколу водители имеют возможность оформить происшествие без привлечения сотрудников ведомственной структуры Госавтоинспекции. Под прямым возмещением подразумевается истребование возмещения причиненного в результате ДТП ущерба непосредственно от своей страховой компании, где у автомобилиста заключен договор. И в первом и во втором случае есть некоторые факторы, исключающие возможность использования данных услуг: в ДТП участвовало более двух авто, во время аварии был причинен вред здоровью и жизни участников. При этом оба участника должны иметь при себе действующие полисы ОСАГО. На протяжении нескольких лет огромным минусом отечественного «прямого возмещения» было то, что это больше альтернативный вариант автогражданки. Тогда как в зарубежных странах такой вид страхования и выплаты компенсации является безальтернативным. То есть у пострадавшей стороны есть выбор, в какую фирму обращаться за компенсацией в случае возникновения страхового случая – в свою или второго участника дорожного происшествия. Но нередко свобода выбора оборачивалась против автомобилистов, так как СК старались отправить своего клиента в стороннюю фирму. Внесенные 2 августа 2014 года поправки в ФЗ «Об ОСАГО» изменили сложившуюся ситуацию.
  3. При заключении договора автострахования работает гибкая система скидок, возрастающая в зависимости от количества лет безаварийного стажа – так называемый коэффициент «бонус-малус». За каждые безаварийные 12 месяцев езды размер скидки увеличивается на 5%. При наличии ДТП, произошедших по вине автомобилиста, размер взноса увеличивается в зависимости от количества аварий в прошедшем страховом году.

ОСАГО: что это такое и как работает

Каждый автолюбитель знает: нельзя садиться за руль без полиса ОСАГО. Это предписано законом. Разберемся, что это такое и как работает.

ОСАГО – это обязательное страхование автогражданской ответственности. То есть если по вине владельца полиса ОСАГО случилось ДТП, платить пострадавшим будет не он, а его страховая компания.

Зачем нужен полис ОСАГО

Если кратко, ОСАГО защищает вас от непредвиденных трат в случае ДТП:

  • Если вы стали виновником ДТП, ваша страховая компания за вас возместит ущерб имуществу и здоровью пострадавших. Ремонтировать свой автомобиль придется самостоятельно (если вы не приобрели заранее полис автокаско).
  • Если разбили вашу машину, её ремонт оплатит страховая компания виновника аварии.
  • Если в аварии виновны оба водителя, страховые компании заплатят обоим – обычно возмещают половину нанесенного ущерба. В спорных случаях степень ответственности каждого участника ДТП и соотношение выплат определяет суд.

Максимальный размер выплаты на ремонт по ОСАГО составляет 400 000 рублей. Если восстановление авто обойдется дороже, пострадавший вправе потребовать от виновника ДТП доплатить разницу между фактическим ущербом и страховым возмещением.

Чтобы свести к минимуму риск денежных потерь, в дополнение к ОСАГО вы можете купить полис ДСАГО – добровольной автогражданской ответственности

Покрытие по такому полису может быть гораздо выше – хоть до 30 млн рублей. В этом случае, даже если по вашей вине сильно пострадает очень дорогой автомобиль, вам не придется оплачивать его ремонт.

Какие документы нужны для оформления полиса

По закону нужны следующие документы:

  1. паспорт или иной удостоверяющий личность документ – для физического лица;
  2. свидетельство о государственной регистрации юридического лица – для юридического лица;
  3. ПТС или другой документ о регистрации транспортного средства – свидетельство о регистрации, технический паспорт или технический талон;
  4. водительское удостоверение или его копия – для всех, кто будет управлять транспортным средством;
  5. диагностическая карта транспортного средства, которая подтверждает его соответствие обязательным требованиям безопасности;
  6. заявление на страхование.

Как купить полис ОСАГО, не выходя из дома

Электронный полис ОСАГО – удобная альтернатива привычному бумажному. Список компаний, у которых можно приобрести полис онлайн, вы найдете на сайте Российского союза автостраховщиков (РСА).

Электронный полис достаточно распечатать и возить с собой. По серии и номеру сотрудник ГИБДД может проверить актуальность полиса через горячую линию или информационную базу РСА. Вы и сами можете заглянуть в эту базу, если потребуется.

Если нужен полис на бланке строгой отчетности, вы можете получить его в офисе страховщика или по почте за небольшую дополнительную плату.

Как не купить фальшивый полис ОСАГО

  1. Проверьте лицензию

    Проверить, имеет ли компания лицензию на ОСАГО, можно на сайте Банка России. Скачайте таблицу «Субъекты страхового дела», найдите там нужную компанию и сверьтесь.

    Также наличие лицензии можно проверить онлайн с помощью Справочника участников финансового рынка (официальная информация Банка России).

    Страховщик не вправе продавать полисы, если его лицензия отозвана, приостановлена или ограничена.

  2. Покупайте в надежном месте

    Приобретайте полис в офисе продаж или на официальном сайте лицензированной страховой компании.

    Переходите по ссылкам на официальные сайты страховщиков с сайта РСА.

    Полис в бумажном виде также можно приобрести у страхового агента, уполномоченного на заключение договоров ОСАГО. Чтобы избежать возможных неприятностей, проверьте договор страхового агента со страховщиком.

  3. Проверьте полис

    С 1 января 2018 года на каждом полисе на бумажном бланке должен быть QR-код в правом верхнем углу. Это дополнительная защита от подделки.

    Считайте QR-код (например, с помощью специального приложения на смартфоне) и посмотрите название страховой компании, номер полиса, дату выдачи и срок его действия. Обязательно проверьте также марку, модель, VIN-код и госномер вашей машины.

    Если найдете хотя бы одну ошибку, не приобретайте полис – он не защитит вас от убытков в случае аварии по вашей вине. 

Сколько стоит ОСАГО

Цена полиса ОСАГО складывается из базового тарифа и различных коэффициентов. При этом учитываются:

  1. тип транспортного средства – грузовое или легковое;
  2. кто собственник – физическое или юридическое лицо;
  3. регион;
  4. возраст и водительский стаж водителя.

На тариф также влияют мощность машины, количество аварий, в которых был виноват покупатель полиса, и другие факторы. Подробнее о том, как формируется стоимость полиса и как можно проверить правильность расчета самостоятельно, можно прочитать в статье «Как рассчитывают цену полиса ОСАГО».

Что делать, если случилось ДТП

Все участники аварии должны заполнить извещения о ДТП и передать их в свои страховые компании в течение пяти рабочих дней. Если офиса вашего страховщика поблизости нет, вы можете передать извещение его представителям в регионе, где произошло ДТП.

Но прежде чем приступать к оформлению европротокола, определите, возможно ли это в вашем случае.

К кому обращаться за возмещением по осаго

  • Если в аварии пострадали только транспортные средства и у всех водителей есть действующие полисы ОСАГО, вы можете подать заявление о страховом возмещении своему страховщику.
  • Если в аварии пострадали люди, заявление нужно подавать в страховую компанию виновника ДТП.
  • Если у вашего страховщика отозвана лицензия, подавайте заявление в страховую компанию виновника аварии.
  • Если и у его страховщика отозвана лицензия, вы можете получить возмещение по ОСАГО в РСА

Страховщик обязан рассмотреть заявление о страховом возмещении в течение 20 рабочих дней.

Если за этот срок страховщик не выдал направление на ремонт, он должен будет заплатить вам неустойку – 1% от размера страхового возмещения за каждый день просрочки.

Как возмещают ущерб

С апреля 2017 года по закону об ОСАГО приоритетная форма возмещения ущерба – восстановительный ремонт. Страховщики отправляют пострадавшие легковые автомобили россиян на свои партнерские станции технического обслуживания (СТО). Если у вас новый автомобиль – не старше двух лет, вас направят к официальному дилеру вашей марки.

  • Без учета износаПри восстановительном ремонте, в отличие от денежной выплаты, страховая компания не учитывает износ деталей и агрегатов. На ваш автомобиль поставят только новые запчасти.
  • Гарантия качестваМинимальный гарантийный срок на ремонт автомобиля – 6 месяцев, на кузовные и лакокрасочные работы – 12 месяцев.
  • Фиксированный срокПредельный срок ремонта – 30 рабочих дней со дня поступления автомобиля на СТО. За нарушение сроков ремонта страховщик заплатит вам неустойку – 0,5% от суммы страхового возмещения.

Можно ли выбрать автосервис самому

Вы можете выбрать любой автосервис из списка страховщика в радиусе 50 км от вашего дома или места аварии. Сделать выбор можно как при покупке полиса, так и на этапе урегулирования убытка.

Страховщик обязан публиковать на своем сайте актуальный список партнерских СТО с адресами, марками обслуживаемых автомобилей и примерными сроками ремонта.

Если вы хотите отремонтировать автомобиль в автосервисе, с которым у страховщика нет договора, надо получить письменное согласие страховой организации. В заявлении о страховом возмещении укажите полное наименование выбранной СТО, ее адрес и платежные реквизиты, чтобы страховщик мог перевести ей оплату за ремонт.

Получить деньги можно в следующих случаях:

  • В списке страховой компании нет СТО недалеко – в пределах 50 км – от вашего дома или места аварии. И вы не согласны на транспортировку автомобиля за счет страховой компании в удаленный автосервис.
  • Автомобиль новый, а в списке страховой компании нет официального дилера нужной марки.
  • Страховая компания не может направить машину на ремонт на СТО, выбранную при заключении договора.
  • Ущерб от ДТП превышает 400 тысяч рублей (50 тысяч рублей при оформлении ДТП по европротоколу), и потерпевший не согласен доплачивать за ремонт на СТО страховщика.
  • Машина не подлежит восстановлению.
  • Владелец поврежденного автомобиля – инвалид.
  • Владелец погиб или получил сильные травмы. Деньги могут получить близкие: супруг, родители или дети.
  • Все участники ДТП признаны виновными и не согласны сами доплачивать за ремонт. Автовладелец и страховая компания заключили соглашение о возмещении ущерба деньгами.

Что делать, если качество ремонта не устраивает

Во время гарантийного срока вы можете написать заявление страховщику с требованием исправить недостатки. Эксперт страховой компании обязан осмотреть ваш автомобиль в течение 5 дней и отправить на ремонт, если информация о недостатках подтвердится.

Куда жаловаться в случае проблем

Если вы считаете, что страховая компания нарушает ваши права, направьте жалобу в Банк России .

С какого года ввели осаго в россии: история возникновения и развития закона об обязательном страховании

Сегодня наличие страховки является привычным обязательством каждого автомобилиста. Полис воспринимается как одна из необходимых бумажек в комплекте водительских документов. Но так было не всегда.

Возникновение системы автострахования в России

Внедрение страхования в отечественном автомире по сравнению со многими зарубежными странами стартовало не так давно.

Своей историей автострахование обязано США. Оно и понятно, ведь именно в этой стране был изобретён автомобиль. Вслед за отдельными эпизодами добровольного страхования некоторые штаты в Америке уже в 20-х годах XX века узаконили обязательное автострахование. Вслед за ними подтянулась вся страна. Такая практика вскоре получила распространение и в Европе.

Обязательное автострахование появилось в США вскоре после первых случаев ДТП

В России заговорили об обязательной страховке гораздо позже — во второй половине XX века. А от разговоров к делу перешли только в 1984 году, когда был принят соответствующий акт Совета Министров СССР. И то речь шла о добровольном страховании. Каких-то значимых результатов этот шаг не принёс.

Более активно вопрос внедрения страховых полисов стал обсуждаться на уровне власти после распада СССР.

Развитие рыночных отношений, повышение доступности транспортных средств способствовали росту интенсивности автомобильного движения, а значит, и аварийности на дорогах.

Кроме того, включение в процессы глобализации требовало от страны участия во многих международных соглашениях. В частности, наличие обязательного автострахования было одним из требований для вступления в ВТО.

Всё это не могло не подтолкнуть законодателей к внедрению системы ОСАГО. Тем более правовые основы для этого были заложены в 1996 году первой редакцией Гражданского кодекса. Страхование ответственности было предусмотрено статьёй 931 ГК.

Принятие закона об ОСАГО: цели и история

Закон об ОСАГО появился в результате многолетней работы с участием множества государственных структур. Впервые законопроект был вынесен на обсуждение Госдумы в 2000 году.

Первая редакция закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» была утверждена 25.04.2002.

Его вступление в силу отложили на 15 месяцев, чтобы у автовладельцев была возможность сориентироваться в новых реалиях и заключить договор страхования.

В 2005 году закон об ОСАГО был вынесен на обсуждение в Конституционном суде. Инициаторами были депутаты, которые посчитали, что он противоречит действующему законодательству, тарифы слишком высоки, а выплаты не покрывают возможных рисков. Однако суд их требования не удовлетворил.

Тарифы ОСАГО по сей день остаются дискуссионным вопросом для законодателей, страховщиков и автовладельцев

Цели введения закона остаются неизменными по сей день. Классическое страхование защищает прежде всего самого страхователя и его имущество при неблагоприятных для него событиях с целью компенсации полученного вреда.

Страхование автогражданской ответственности направлено на возмещение ущерба другим лицам, пострадавшим от эксплуатации транспорта.

По закону ущерб пострадавшим должен выплачивать виновник, но не всегда у него есть средства для этого. А принудительное взыскание хлопотно и занимает много времени.

Закон об обязательном страховании автогражданской ответственности решает сразу несколько задач. Основные из них:

  1. Гарантия выплат пострадавшей стороне. Максимальный размер установлен законодательством. Для компенсации материального ущерба установлен предел в 400 тыс. рублей, а для возмещения вреда жизни и здоровью потерпевших — 500 тыс. рублей. В случае превышения подлежащей выплате суммы разницу погашает виновник аварии.
  2. Фиксация сроков выплат. Сегодня срок для принятия решения страховой компанией составляет 20 дней.
  3. Унификация условий. Несмотря на огромный выбор страховщиков на рынке ОСАГО, автовладелец может быть уверен, что договор заключается по типовым правилам.
  4. Защита страхователя. Если страховая компания испытывает финансовые трудности или прекращает своё существование, договор ОСАГО всё равно остаётся в силе, только обязательства переходят к Российскому союзу автостраховщиков.
  5. Предсказуемость тарифов. Базовые ставки регулируются государством, а страховщики ограничены лимитами.
  6. Ответственность автовладельцев. Законодатели считают, что водитель без ОСАГО в случае аварии по его вине рискует оставить пострадавших без компенсации. Поэтому нарушитель привлекается к ответственности по статье 12.37 КоАП, за что может быть взыскан штраф величиной в 800 рублей. А если имеется полис, срок действия которого истёк, или документа нет при себе, то человек будет платить 500 рублей согласно статье 12.3 КоАП.

Стоимость страховки с момента принятия закона по сей день является самым дискуссионным вопросом. Государство пытается соблюдать баланс между интересами автовладельцев и страховщиков. В каждом конкретном случае цена зависит от марки, состояния и года выпуска автомобиля, региона, стажа и возраста страхователя, его водительской истории.

Основные изменения законодательства об ОСАГО

С момента принятия закон об ОСАГО претерпевал множество изменений. Практика вносила свои коррективы в развитие условий страхования. В 2018 году была принята 42-я по счёту редакция, которая вступит в силу с 1 июня 2019 года.

Существенный блок поправок в закон был принят в 2014 году. Основные изменения были такими:

  • ОСАГО перестало распространяться на все виды прицепов, за исключением прицепов для буксировки;
  • функции по финансовой политике в сфере ОСАГО перешли Центральному банку России;
  • внесены поправки в процедуру расторжения договорных отношений и возврата страховки;
  • уточнён порядок оформления документов для страховой компании без участия ГИБДД по «европротоколу».

Действующая система ОСАГО едина во всех страховых компаниях

С 2015 года российское автострахование дополнилось приятным новшеством для автовладельцев — договор стало можно заключать удалённо, а электронный полис был приравнен к бумажному документу. Такая практика применялась и раньше, но сотрудники ГИБДД, ссылаясь на пробел в законодательстве, выписывали штрафы.

Дальнейшее реформирование привело к следующему пакету изменений, которые появились в 2017–2018 годах и отражены в нынешней редакции. Реформа коснулась следующих аспектов:

  • в качестве приоритета компенсации вреда потерпевшим установлено натуральное возмещение. Такая форма направлена на борьбу с активностью «автоюристов», которые через долгие судебные тяжбы добивались страховых выплат в завышенных суммах. Отныне страховая компания оплачивает ремонт пострадавшего транспорта на станции автосервиса, с которой у страховщика есть договор. Денежная компенсация сохраняется для ограниченного числа случаев (причинение вреда жизни и здоровью, обоюдная вина, значительная сумма ущерба и другое);
  • повысились тарифы, что направлено, во-первых, на компенсацию убыточности страховой деятельности, а во-вторых, на повышение лимита страховых выплат;
  • минимальный срок страховки ограничен одним годом.

Некоторые изменения ещё только вступят в силу в 2019 году. С октября 2019 года изменятся условия возмещения по «европротоколу», будет увеличен и лимит страховой выплаты без привлечения ГИБДД. А у страховщиков появится возможность отклоняться от базовых цен в сторону увеличения до 130% с сентября 2019 года и до 140% с 2020 года.

С учётом сравнительно молодой истории автогражданки есть все основания полагать, что рост конкуренции между страховыми компаниями, повышение правовой грамотности водителей и судебная практика будут и дальше вдохновлять народных избранников, то есть представителей законодательной власти, на поиск оптимальных решений по эффективному реформированию системы автострахования.

С какого года ввели осаго в россии

Даже начинающие автомобилисты знают, что прежде чем выехать за рулем на улицы города, необходимо оформить страховку. За отсутствие полиса ОСАГО предусмотрен штраф. Дополнительные расходы удорожают и без того недешевое содержание автомобиля и вызывают недовольство граждан.

Но закон об «автогражданке» был принят вовсе не из желания собрать побольше денег с населения. Рассмотрим, с какого года ввели ОСАГО в России, и какая цель при этом преследовалась.

Предпосылки для разработки закона

Благодаря экономическим реформам в стране, в 90-е годы количество автомобилей на дорогах резко увеличилось. Соответственно увеличилось и число ДТП, где новым и не очень машинам наносился ущерб разной степени. Поврежденный транспорт требует ремонта, стоимость которого может быть весьма и весьма высокой.

Кто должен его оплачивать? Согласно гражданскому законодательству, любой вред, причиненный чужому имуществу, должен быть полностью возмещен виновным в его причинении. Иными словами, оплатить ремонт разбитой в ДТП чужой машины должен виновник аварии.

Если только он не сможет доказать, что действовал в условиях крайней необходимости или форс-мажора.

Учитывая невысокие доходы населения, для возмещения стоимости ремонта дорогой новой иномарки водителю другой машины приходилось расстаться с солидной суммой денег, а порой и с собственным имуществом: автомобилем и даже квартирой. Были примеры и криминальных случаев, когда ценой ошибки за рулем становилась жизнь.

Между тем, еще в первой половине прошлого века в США начали страховать имущественную ответственность автовладельцев. Такая страховка позволила переложить бремя финансового возмещения с водителя на его страховую компанию. Европа также переняла полезный опыт, но в России в силу социально-экономических причин он внедрен не был, хотя такая идея в 60 годах в СССР обсуждалась.

Однако в начале нового века стало очевидным, что необходимо вводить обязательное страхование не самих транспортных средств, а ответственности их владельцев. Это позволит решить сразу несколько острых проблем:

  • защитит автомобилистов финансово;
  • снизит криминальную напряженность в обществе в целом;
  • сделает водителей более дисциплинированными.

Когда ввели ОСАГО в России

На проработку всех аспектов нового закона ушло довольно много времени — около 10 лет. Первые законопроекты были внесены в Госдуму еще в 1993 году. Однако рассмотрение нового нормативного акта в первом чтении состоялось только в 2000 г. Затем последовали еще два года доработок и, наконец, в апреле 2002 года закон был одобрен Федеральным собранием и подписан Президентом.

Однако ОСАГО стало строго обязательным лишь спустя год — с 1 июля 2003 года. Столь длительный промежуток времени потребовался для проработки механизмов реализации нового закона и принятия соответствующих документов. В дальнейшем вводились различные поправки и дополнения, а в 2014 году законодательство об ОСАГО было серьезно реформировано.

Когда автострахование только стало обязательным, это вызвало серьезный негативны отклик как со стороны водителей, так и от страховых компаний.

Высказывались претензии к тому, что новый закон серьезно ограничивает права граждан и коммерческих компаний на свободу договора и собственности, гарантированных Конституцией. Кроме того, стоимость полиса оказалась довольно высокой для большинства автовладельцев.

Но Конституционный суд, рассмотрев обращение группы депутатов, счел, что основному закону ограничения, налагаемые ОСАГО, не противоречат.

Особенности обязательной страховки

Главной особенностью страхования ответственности автовладельцев является его обязательность. Причем как для самих водителей, так и для страховых компаний.

К неудовольствию последних, государство жестко ограничивает размер страховой премии за счет введения единого для всех механизма ее расчета и тарифного коридора.

С 2016 года страховщики не могу ссылаться даже на отсутствие у них необходимых бланков — появилось оформление полиса электронным способом.

В отличие от имущественного страхования, ОСАГО страхует не автомобиль, а ответственность его владельца или водителя перед третьими лицами в случае ДТП. Если при аварии был поврежден чужой автомобиль, то его ремонт оплатит страховщик виновника. При отсутствии у него полиса, возмещение производит уже он сам.

При расчете стоимости страховки учитывается такой коэффициент как КБМ (бонус-малус) Его суть состоит в том, что дисциплинированный водитель, аккуратно ведущий себя на дорогах и не устраивающий аварии, при заключении каждого последующего договора ОСАГО платит все меньше им меньше. Разница может составить до 50%. Соответственно действует и обратная зависимость — неоднократный виновник ДТП будет с каждым годом платить больше.

Страховое возмещение по ОСАГО имеет ограничение. Максимум, который может получить пострадавший водитель, равен 400 000 руб.

Если же эта сумма не покрывает стоимости ремонта, то недостающую часть придется взыскивать в виновника уже самостоятельно, в рамках гражданского иска.
Введение ОСАГО, хоть и вызвало немало споров, позволило добиться поставленных целей.

Очередные поправки, защищающие автовладельцев и расширяющие возможности страховых компаний по премированию аккуратных водителей, вступают в силу с 1 июля 2018 года

Добавить комментарий