Что делать, если в отношении вас другой водитель проявляет агрессию?

Содержание
  1. Что нужно делать, если в отношении Вас другой водитель проявляет агрессию
  2. Ответственность за агрессивное поведение участников дорожного движения
  3. Как реагировать при агрессивном поведении со стороны другого водителя
  4. Правила поведения при встрече с агрессивным водителем
  5. Как с этим борются другие страны
  6. В чем же проблема?
  7. Признаки агрессора:
  8. Нужно запомнить
  9. Психология потока: агрессия на дорогах отражает состояние общества | Милосердие.ru
  10. Все болезни от нервов
  11. Машина как фетиш?
  12. Комплекс Наполеона на дорогах
  13. Крутая BMW или ржавая «восьмерка» – кого бояться?
  14. Что делать при встрече с агрессивным водителем?
  15. Корень зла
  16. Распознать агрессора
  17. Важно знать
  18. 4 причины агрессивного вождения. Узнай себя за рулем — журнал За рулем
  19. 2. Борюсь со страхом
  20. 3. Мне нужны острые ощущения
  21. 4. Хочу выплеснуть негатив
  22. Агрессия за рулём: причины и методы борьбы
  23. Дорожная ярость
  24. Тяга к всемогуществу
  25. Безопасное вождение — это..
  26. Лекарство от агрессии

Что нужно делать, если в отношении Вас другой водитель проявляет агрессию

Что делать, если в отношении вас другой водитель проявляет агрессию?

Часто во время дорожного движения между его участниками возникают конфликты.

Причины конфликтного поведения водителей обычно состоят в противоположном субъективном мнении участников конфликта о причинах произошедшего: аварии или создания аварийной ситуации, о виновниках произошедшего и о наличии ущерба.

Давайте рассмотрим, что нужно делать, если в отношении Вас другой водитель проявляет агрессию и как поступать, чтобы не стать жертвой конфликта.

Так или иначе, но отрицательные эмоции участников конфликта не дают возможности рассмотреть ситуацию объективно, что приводит к неприятным последствиям возникших ситуаций. В данной статье мы рассмотрим, к каким правовым последствиям может привести конфликтное поведение участников дорожного движения и каким образом можно этих последствий избежать, выйдя из ситуации достойно.

Законодательство РФ предусматривает административную и уголовную ответственность за совершение таких неправомерных действий, как оскорбления, нанесение ущерба имуществу, угрозы и тому подобное конфликтное поведение.

Ответственность за агрессивное поведение участников дорожного движения

Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает различные виды административной ответственности за неправомерное поведение водителей, в зависимости от их действий:

  • Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства, выраженное в неприличной форме влечет административную ответственность в виде штрафа в размере от 1 000 до 3 000 руб. (ч. 1 ст. 5.61 КоАП РФ);
  • Умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества, не повлекшее причинения значительного ущерба, наказывается административным штрафом в размере от 300 до 500 руб. (ст. 7.17 КоАП РФ). При этом значительность причиненного ущерба трактуется в зависимости от ущерба как в денежном выражении, так и по характеру причиненного вреда, если, например, повреждено произведение искусства. Размер ущерба определяется не только с точки зрения денежного выражения, но и исходя из значимости имущества для владельца, пользователя или собственника. При причинении ущерба в денежном выражении на сумму не менее 5 000 руб. ответственность за ущерб будет оцениваться уже по статьям УК РФ.

Говоря о том, что нужно делать, если в отношении Вас другой водитель проявляет агрессию, следует знать — уголовная ответственность за агрессивные действия водителя предусматривается следующими статьями УК РФ:

  • Согласно ч. 1 ст. 167 УК РФ умышленное причинение вреда имуществу или умышленное уничтожение чужого имущества, если эти действия повлекли причинение значительного ущерба, наказывается штрафом в размере до 40 000 руб. или штрафом в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до 3 месяцев, или обязательными работами до 360 часов, или исправительными работами до одного года или принудительными работами до 2 лет, или лишением свободы на срок до 2 лет, или арестом на срок до 3 месяцев. Значительный ущерб здесь трактуется в соответствии с Примечанием 2 к ст. 158 УК РФ как ущерб на сумму не менее 5 000 руб., хотя в определении значительности будет играть роль имущественное положение гражданина, которому причинили ущерб;
  • Согласно ст. 267.1 УК РФ, хулиганские действия, угрожающие безопасной эксплуатации транспортных средств, наказывается штрафом в размере от 150 000 руб. до 300 000 руб., или штрафом в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо ограничением или лишением свободы на срок до двух лет.

Как реагировать при агрессивном поведении со стороны другого водителя

Лучшее, что можно порекомендовать в ситуации дорожного конфликта – это не реагировать на провокации. Причина этого в том, что нередки случаи, когда агрессивные водители, получив адекватный отпор, спешат обратиться в полицию за защитой своих прав, выставляя защищающуюся сторону в качестве обидчика.

1. Заблокируйте двери автомобиля и вызывайте полицию

Вызвать полицию можно по номеру телефона 02 или 112. Телефон 02 – номер диспетчерской службы полиции. Номер 112 введен в действие Постановлением Правительства РФ № 223 от 16 марта 2013 г.

как часть системы информационного взаимодействия дежурно-диспетчерских служб экстренных оперативных служб, в том числе полиции, а также для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Номера действуют на всей территории РФ.

Единственное, в чем могут быть отличия – в зависимости от используемого оператора мобильной связи способы набора этих номеров могут несколько отличаться. Подробную информацию уточняйте у своего оператора.

Внимание!

Дозвонившись до дежурного, объясните ситуацию, назовите место происшествия и номер автомобиля нападающего на вас водителя, если вы можете его разглядеть. Все происходящее во время конфликта лучше фиксировать на видеорегистратор или на камеру мобильного телефона. Эта информация упростит доказательство вашей правоты в дальнейшем.

2. Действия по приезду сотрудников полиции

По приезду сотрудник полиции после выявления факта совершения правонарушения в соответствии со ст. ст. 28.1.1, 28.2 КоАП РФ составляет протокол осмотра места совершения административного правонарушения и протокол об административном правонарушении относительно водителя, проявляющего в отношении вас агрессию.

При невозможности составления протокола об административном правонарушении на месте, а также в целях пресечения административного правонарушения и правильного и своевременного рассмотрения дела сотрудники полиции могут задержать агрессивного водителя в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ в пределах своих полномочий.

Пострадавшая в результате неправомерных действий агрессивного водителя сторона вправе требовать в соответствии с п. 1 ст. 1064 ГК РФ возмещения причиненного вреда в полном объеме.

Правила поведения при встрече с агрессивным водителем

Что делать, если в отношении вас другой водитель проявляет агрессию?

Ежедневно на трассе появляются новые люди со своим уникальным стилем езды и поведением. Любой автолюбитель может поведать историю о враждебном и конфликтном поведении со стороны других владельцев машин.

Безусловно, с этой проблемой сталкивается весь автомобильный мир, не только Россия. А волнение из-за последствий такой манеры общения более чем оправдано: риск аварии или дорожного происшествия очень велик.

За границей существуют специальные организации, проводящие курсы для усмирения пылкого нрава водителей. Там учат не только сдерживать свой гнев, но и быть дружелюбным к другим людям на дороге. Зачастую автоинструкторы подробно объясняют, как следует себя вести в разговоре с агрессивным человеком на трассе.

Как с этим борются другие страны

За рубежом агрессивное поведение сильно возросло в 90 — е годы, но властям удалось грамотно выйти из подобной ситуации. В начале началась мощная антипропаганда агрессии, проходящая через все крупные и мелкие СМИ.

Это помогло угомонить водителей, так как ни один человек не хотел быть поднятым на смех на телевизионном шоу, и к тому же пойти против общепринятых моральных ценностей.

СМИ активно поддерживали такую позицию государства и помогали ему в подобной пропаганде спокойного поведения.

Также были изменены и правила дорожного движения. Внесенные поправки гарантировали жесткое наказание, которое влекло за собой суровое наказание (по сравнению с обычным нарушением правил). А в суд никак не заявить: все решалось на месте, так как подобные разбирательства могли отрицательно повлиять на карьеру нарушителя.

В следствие таких оперативных действий начался спад агрессивного поведения водителей. Конечно, нельзя заявлять, что в европейских странах конфликтов вовсе нет: есть, но таких “отрицательных” людей на трассе можно встретить крайне редко.

В чем же проблема?

По словам квалифицированных психологов, существует множество причин агрессивного поведения среди водителей. К таким можно отнести врожденные черты характера, плохое качество дороги, скверное настроение и постоянные пробки. Леон Джеймс, выдающийся психолог, тщательно изучил конфликтное поведение людей на трассах и пришел к следующим причинам его возникновения:

  • Стресс на работе, дома и в машине. Даже для опытного водителя нахождение за рулем — постоянное напряжение. Все потому, что мы не можем ручаться за всех автомобилистов. Кто-то ездит слишком быстро, а кто-то слишком резок на поворотах. Из — за подобных случаев и возникает непрерывный внутренний стресс. К этому можно прибавить и неудачи на работе или дома.
  • Качество характера или привычка. Если агрессия всего лишь часть вашего вспыльчивого нрава, то неадекватное поведение на трассе становится нормальным. Во втором случае такой человек вовсе потерял совесть, потому что, по-видимому, он с самого детства привык себя вести неуважительно к окружающим.
  • Культура и менталитет. Те страны, в которых люди улыбчивы и научены со школы вести себя уважительно друг с другом, уровень вождения на порядок выше, чем в странах с гражданами — эгоистами.

Признаки агрессора:

Каких водителей причислять к числу конфликтных? Если автолюбитель регулярно совершает хоть один пункт из списка ниже, можно без упрека совести причислять такого к нарушителям спокойствия на дороге. Вот список, прочитав который можно проверить и себя (мало ли?):

  1. Превышение скорости вождения
  2. Резкая смены полосы движения на дороге
  3. Нарушение оптимальной дистанции между автомобилями
  4. Стремительность при торможении и старте без видимых причин
  5. Отказ от использования сигналов поворота
  6. Постоянное использование сигнала на руле
  7. Нарушение правил дорожного движения на показ
  8. Парковка в запрещенных местах, тем самым помеха для езды других автомобилей
  9. Движение той полосе, которая предназначается для автобусов или троллейбусов
  10.  Нежелание следовать требованиям дорожных знаков

Пункты к подобному списку можно добавлять еще не один день. Но вывод один: каждый агрессивный владелец автомобиля — опасность для других участников дорожного движения. Поэтому очень важно ознакомиться с правилами коммуникации с подобными водителями.

Нужно запомнить

Итак, если вам преградил путь агрессивный шофер, сохраняйте максимальное спокойствие. Конечно же, вам хочется отомстить такому человеку, но подобными действиями вы лишь подвергаете себя опасности.

Умнее будет дать конфликтному водителю проехать и не спровоцировать его на еще большую агрессию. Постарайтесь не обращать внимание на эту ситуацию и не придавать ей большое значение.

Расслабьтесь, включите любимую музыку: не заметите, как через некоторое время вы будете абсолютно спокойны.

Действия нерадивого водителя угрожают вашему здоровью или жизни? Не откладывайте на потом и быстрее обращайтесь в полицию. Таким образом, вы в силах предотвратить возможную аварию. Пусть агрессия может возникать от случая к случаю и быть обоснованной, но конфликтное поведение ни в коем случае не должно отрицательно влиять на других. 

Психология потока: агрессия на дорогах отражает состояние общества | Милосердие.ru

Что делать, если в отношении вас другой водитель проявляет агрессию?

Недавно в Москве случился очередной скандал: водитель белой «Тойоты Камри» набросился с кулаками на женщину с ребенком. По версии автомобилиста, ему не уступили дорогу, а по версии женщины-пешехода, водитель и не думал останавливаться.

У пострадавшей зафиксированы гематомы и подозрение на сотрясение головного мозга, а малышу потребовалась помощь психологов.

А вот другая история: 26-летний счастливый отец вез супругу с новорожденным из роддома. Таксист ехал неосторожно и чуть не попал в ДТП. Пассажир сделал замечание, в ответ водитель с кастетом напал на мужчину и избил. Пострадавшего госпитализировали с многочисленными ушибами, переломом лицевой кости и открытой черепно-мозговой травмой головы.

Откуда в участниках движения появляется агрессия? Почему общение на дорогах доходит до драк, а то и до убийств?

Все болезни от нервов

В подавляющем большинстве случаев конфликты на дорогах не имеют реальных причин – они возникают не из-за дорожно-транспортных происшествий, а из-за мнимых обид и «неуважения».

«В первую очередь, конфликты на дорогах связаны с повышенной нервозностью водителей, вызванной бешеным ритмом жизни современных крупных городов, – замечает Алена Ал-Ас, психолог.

– Большинство водителей, особенно на дорогих автомобилях, много работают, спешат по своим делам. Пробки и любые промедления на дороге они воспринимают близко к сердцу, или, точнее – “близко к нервам”.

Начинают переживать, что не смогут вовремя прибыть на работу или встречу, будут вынуждены объясняться с коллегами, руководителями, партнерами, а то и потеряют свои деньги.

Это одна из первых причин агрессии за рулем. Как ни странно, она прямо связана и с таким “материальным” фактором как низкий уровень логистической организации в крупных российских городах, вечные проблемы и с дорожным покрытием, и с управлением дорожным движением, которые порождают пробки, нерациональность в направлении транспортных потоков, многочисленные дорожно-транспортные происшествия».

Алексей Козлов, автогонщик, водитель с огромным опытом, соглашается с этой мыслью. Первопричина агрессивного поведения за рулем – состояние общества.

«Счастливый, довольный жизнью человек, скорее, будет добр, нежели агрессивен. А когда у тебя проблем много, денег мало, все вокруг нервные, – отсюда конфликты и скандалы, и на дороге в том числе.

Важно!

Если сравнивать нас и Европу в плане агрессии за рулем, то это земля и небо. Там люди успешнее, а поэтому спокойнее».

Алексей Козлов

А вот Андрей Путято, директор Центра совершенствования водительского мастерства «Штурман», чемпион КГБ СССР по автоспорту, полагает, что водители везде одинаковые, в какой бы стране мы ни оказались. И напоминает, что дорога – фактически зеркало нашего общества.

«Из кого состоит транспортный поток? Заметьте, что это не зал кинотеатра, допустим, и не музей, где собирается определенная аудитория. Мы думаем, что рядом с нами в других машинах едут адекватные и воспитанные люди. Но это то, как мы хотим видеть ситуацию. А на самом деле так думать неправильно.

Этот поток – единственная общность людей, где есть представители всех социальных групп, и мы с этой общностью сталкиваемся ежедневно.

Здесь люди, разные и по интеллекту, и по образованию. И мужчины, и женщины, и нервные, и спокойные. Кто-то только что стал отцом, а кто-то, допустим, только что кого-то убил. Люди с ножами, с пистолетами, с бейсбольными битами. Поэтому вряд ли стоит удивляться агрессивному поведению».

Вообще, замечает эксперт, психология потока, дорожного движения изучается не так активно, как следовало бы. Возможно, при должном внимании к этой теме психологов и психиатров мы бы реже сталкивались с проблемами на дорогах, а возможно, и ДТП бы случались реже.

Машина как фетиш?

Фото с сайта spokoino.ru

Есть разные точки зрения на то, может ли сам автомобиль провоцировать нас на агрессивное поведение. Ездил человек себе на трамвайчике и вдруг стал владельцем машины. А если еще и модной, дорогой, престижной? Неужели это не сбивает с толку, не дает повода для пафоса? Все ли проходят эти «медные трубы» и способны не позволить себе загордиться и считать себя круче остальных?

В машине, замечают психологи, человек часто ощущает себя «в домике». То есть защищенным от остального мира. А еще этот «домик» красив и быстр! И появляется самоуверенность, иногда ложная.

«Когда ты сидишь в машине – в этаком железном ящике, создается дополнительное ощущение надежности. И если человек изначально настроен на агрессию, это его провоцирует», – полагает Алексей Козлов.

Причем, замечает эксперт, чаще агрессия проявляется к тому, кто не может ответить. И обычно в этой ситуации страдает пешеход – он заведомо слабее. «Представьте: вы – на машине, а на дороге бабушка, или ребенок, или женщина, или просто слабый человек.

Совет!

На них проще вылить гнев, который на самом деле вызван иными причинами. Это та самая стандартная ситуация, знакомая нам всем: когда начальник отругал человека на работе, а тот дома набросился на жену, а та на ребенка и так далее», – говорит Алексей.

И действительно, этот жизненный эпизод, отраженный в ироничном рисунке Херлуфа Бидструпа, все чаще случается в нашей жизни – и на дорогах в том числе.

«Сам факт вождения машины может делать человека более агрессивным. Какой-нибудь профессор философии или этики будет у себя на работе спокойным человеком, а на дороге он вдруг превращается в агрессора, а скорее, становится самим собой. Пробки, стрессовые ситуации провоцируют нас на то, что из нас выходит наружу наша резкость, агрессивные черты характера», – полагает Андрей Путято.

Хотя, замечает эксперт, иногда такое поведение за рулем объяснимо и нашей физиологией. Скажем, молодых водителей бесполезно ругать за скорость – они горячи, им хочется быть быстрыми, это естественное поведение.

Это, скорее, лихачество молодости, не негативная агрессия.

«Я тоже любил быстро ездить в молодости, но в какой-то момент задумался: а как это выглядит со стороны? С тех пор я уже давно задумываюсь, не повредит ли мой маневр другим водителям», – приводит специалист в пример собственный опыт.

Комплекс Наполеона на дорогах

Психолог Алена Ал-Ас отмечает, что важную роль играют индивидуальные психологические факторы. «Например, многим людям свойственно “зазнаваться”, если они получают более или менее высокий доход или занимают руководящие должности.

Особенно это характерно для молодых людей, которым повезло устроиться на престижную работу, или работу, дающую определенные преимущества.

У них быстро развивается «комплекс Наполеона», который характеризуется пренебрежительным отношением к менее обеспеченным людям».

Впрочем, признает эксперт, иногда скандалы на дорогах устраивают и люди в годах, но это уже привычное поведение.

«Тут надо сказать, что многие из них действительно агрессивны, так как долгие годы и даже десятилетия ритм жизни в России предполагал необходимость агрессивного поведения по модели “если не ты, то тебя”.

Поэтому те, кто не хотел оставаться внизу социальной иерархии, были вынуждены становиться агрессивными, даже вырабатывать в себе эту агрессию искусственно».

Ну а если возвращаться к идее о том, что дорога отражает нашу жизнь, то стоит признать: часто отсутствие должного воспитания у участников движения, уровень действительного (а не формального) образования и общей культуры не позволяет им понимать абсурдность и негативность своего агрессивного поведения.

«Такой агрессивный водитель считает, что именно такое поведение и есть главный признак солидного и уверенного в себе человека. Однако пререкания и драки на дорогах не имеют никакого отношения к “здоровой” агрессивности и целеустремленности человека-победителя, соревнующегося с конкурентами на политическом, экономическом, спортивном, культурном пространстве», – напоминает Алена Ал-Ас.

Крутая BMW или ржавая «восьмерка» – кого бояться?

Очень часто встречаются исследования, по данным которых владельцы определенных марок машин более агрессивны, а на других ездят водители спокойные и миролюбивые. К примеру, часто к «агрессивным» причисляют BMW и «восьмерки», а еще джипы и прочие «большие машины». Так ли это? Эксперты с таким подходом не согласны.

Не всегда агрессия провоцируется появлением у человека дорогой машины. Грубый невоспитанный человек может быть и бедным, и богатым. «Есть люди, имеющие дорогие автомобили, но ведущие себя на дорогах вежливо.

А бывают, к примеру, всяческие “кавказские свадьбы” с гонками на дорогах в Москве – там даже полиция опасается вмешиваться, хотя сейчас уже, кажется, с такими агрессивными водителями, нарочито не соблюдающими ПДД, начинают бороться, – подчеркивает Андрей Путято.

– Я знаю водителей машин, марки которых считаются “агрессивными”, но они совершенно спокойны за рулем, а бывает и наоборот. То есть привязка агрессии к каким-то маркам машины не носит массовый характер».

Как рассказывает Алексей Козлов, в 1990-е годы он заметил интересную тенденцию – тогда наш рынок наводнили иномарки, и люди на престижных иностранных автомобилях стали вести себя даже вежливее, чем водители на старых «Жигулях».

«Они стали пропускать машины, пешеходов. Конечно, были и бандиты на дорогих машинах, но все же была такая тенденция: состоявшиеся, успешные люди добрее», – полагает эксперт.

Внимание!

Кстати, многие психологи считают, что поведение на дороге часто маскирует скрытые проявления сексуальной агрессии. «Бешеный» водитель пытается подавить соперника, показывая свою жесткость.

На самом деле, такой человек и без автомобиля вел бы себя подобным образом, а автомобиль становится лишь дополнительным инструментом в его руках.

В то же время, спокойные люди, не имеющие подобных отклонений и комплексов, остаются дружелюбными и адекватными и за рулем дорогого автомобиля, и на высокой должности.

Больше знаний – сохраннее нервы

Одной из важных причин неадекватного поведения водителей становится и общая неразбериха на наших дорогах. Алена Ал-Ас замечает, что сейчас нет полноценной проверки психического здоровья водителей. В большинстве случаев прием у психиатра перед получением прав – это чистая формальность.

Фото с сайта vesti.ru

«Если человек не находился на учете у психиатра или невропатолога, он получает права без проблем. Но количество психически нездоровых людей отнюдь не равно количеству зарегистрированных сумасшедших, – напоминает психолог. – В действительности психические отклонения имеют многие люди, которые в повседневной жизни кажутся нам нормальными.

Прибавим сюда людей с изменениями в психике после травм – это действующие и бывшие сотрудники силовых структур с контузиями и ранениями, спортсмены, особенно контактных видов спорта (единоборств).

Свою роль в агрессивности играют и особенности биографии людей, например, отбывание наказания в местах лишения свободы, занятие преступной деятельностью и так далее».

А Андрей Путято замечает, что водители сами друг друга провоцируют, не умея себя вести на дорогах. Да и Правила дорожного движения на самом деле знает от силы половина участников этого движения. В итоге часто агрессия – это реакция на неправильное поведение другого водителя, или наоборот – мы за агрессию принимаем ошибочные действия водителя, замечает эксперт.

«Вот пример: один водитель перестраивается с помощью сферического зеркала – оно дает больший обзор, но уменьшает объекты, и кажется, что задние машины далеко. А водитель, следующий сзади, считает, что его намеренно подрезали. Так возникают конфликты.

Кстати, американцы провели интересное исследование. В ходе изучения причин аварий они убедились, что чаще это не нетрезвый водитель, а просто незнание техники вождения. Элементарные ошибки приводят к агрессии», – говорит Андрей Путято.

Важно!

Почему еще проявляется в нас на дорогах нервозность и раздражительность? Это и сами условия: безобразное качество дорог в том числе, плохая пропускная способность, бесконечные ремонты, сужения проезжей части.

Во многих европейских странах, напоминает Андрей Путято,  на всех перекрестках есть знаки «главная дорога» и «уступи дорогу». У нас этого нет, в итоге – пробки из-за частых аварий на ровном месте. Ну а ДТП, опять же, вызывает стрессы у всех участников движения.

Или вот еще частая ошибка водителей – выезд на перекресток, занятый другими машинами. Это тоже приводит к пробкам и каше на дорогах.

Правда, сейчас появляются сдерживающие факторы. Например, камер на дорогах все больше – и водители вынуждены сдерживать скорость. Как замечает эксперт, если бы жители городов приучили себя всегда двигаться равномерно и в рамках указанной скорости, то пробок – и стресса! – было бы в разы меньше.

«Знаете, когда Москва движется с наибольшей пропускной способностью улиц? Оказывается, во время сильного гололеда, – замечает Андрей Путято.

РИА Новости / Владимир Сергеев

– Потому что все едут аккуратно, друг за другом, и это монотонное упорядоченное движение сильно влияет на пропускную способность города».

Принципы вождения в крупных городах не соблюдают таксисты-приезжие, которые не знают ни Москвы и ее улиц, ни того, как себя вести. Наглость и неумение ездить таких водителей тоже провоцируют окружающих водителей на ответное хамство.

Кстати, рассказывает Андрей Путято, умения правильно водить и вести себя на дорогах недостает, как ни странно, и водителям карет скорой помощи: «Скандалы и конфликты водителей с водителями скорой помощи, которые все чаще случаются на наших дорогах, нередко происходят не только из-за агрессии других автовладельцев, а еще и по причине неумения водителей скорой грамотно ездить. Я бы, например, с удовольствием бесплатно обучал их. Водителям скоропомощных машин не хватает спецподготовки. Они, например, не могут объехать машину. Да, они наталкиваются на хулиганов за рулем или на грубиянов – такие не пропустят никого, но умелый водитель обошел бы это препятствие».

Андрей Путято уверен: спасет только повышение культурного уровня – как общего, так и каждого водителя. «Раньше я пытался объезжать пробки, у меня хорошая техника, знание Москвы. Но сейчас я спокойно встаю в пробку, это меня не раздражает. И оказывается, что не так это и страшно. Я приучил себя быть великодушным».

Тенденция быть великодушным на дороге возвращается. Водители стали пропускать друг друга, чаще проявляют вежливость, мы стали понимать, скажем, что такое пропускать машины в пробке через одну, а пропустить пешехода на «зебре» – это вообще в порядке вещей. По мнению эксперта, постепенно агрессии на дорогах будет все меньше.

Что делать при встрече с агрессивным водителем?

Что делать, если в отношении вас другой водитель проявляет агрессию?

С каждым годом все больше водителей выезжают на дороги страны. И все они имеют совершенно разные стили езды, которые порой не очень способствуют установлению нормальной ситуации на автомагистрали.

Практически каждый владелец транспортного средства нашей страны когда-либо сталкивался с агрессией со стороны других участников дорожного движения. И не только нашей. Проблема неадекватного поведения на дорогах — мировая заноза.

Ибо чем выше уровень агрессии на автострадах, тем более вероятны различные происшествия.

За рубежом именно в целях повышения всеобщей безопасности и создаются различные организации и предлагаются курсы, на которых водителей учат быть более сдержанными, внимательными и приветливыми по отношению к другим людям, особенно другим водителям. Но чаще всего достойные практические советы дают инструкторы по вождению, благодаря которым можно понять основные принципы и правила взаимодействия с агрессивным водителем.

Практически каждый день на дороге можно встретить агрессивного водителя

В развитых странах пик негативных взаимоотношений шоферов пришелся еще на 90-е годы прошлого столетия. Но власти быстро нашли выход из сложившейся ситуации.

Во-первых, антипропаганда агрессивного поведения началась через все средства массовой информации, что немного утихомирило водителей.

Совет!

Ведь никому не нравилось быть уличенным в несоблюдении морали, а еще и быть высмеянным в ТВ-шоу, если совсем не повезет.

За рубежом СМИ активно содействовали антипропаганде агрессивного поведения на дороге

Во-вторых, в закон о правилах дорожного движения были внесены некоторые поправки, которые гарантировали более суровое наказание в случае противоправных действий на дороге.

А любые судебные разбирательства были не только неприятны, но и пагубно сказывались на карьере нарушителей. Именно в связи с этим такое явление, как агрессия на магистрали, пошло на спад.

Но и, конечно же, нельзя сказать, что неадекватных водителей за границей не стало вовсе. Сейчас их просто не так много.

Корень зла

Как говорят специалисты в области психологии, агрессивное поведение на дороге таит в себе разные причины. Это может быть и плохое настроение, и какое-либо происшествие, и врожденная сварливость автомобилиста, и плохое качество дорожного покрытия, и бесконечные пробки, и многое другое.

Так, известный психолог Леон Джеймс в течение нескольких лет изучал феномен агрессивного поведения на дорогах и пришел к выводу, что наиболее частыми причинами, его вызывающими, являются следующие:

  1. Стрессовые ситуации в процессе езды и не только. Дело в том, что даже для водителя, который находится за рулем двухзначное число лет, вождение — это все равно постоянный стресс. А все потому что этот процесс нельзя контролировать на все сто процентов. Со своей стороны вы можете делать все правильно и аккуратно, но это не убережет вас от других ни таких добросовестных участников дорожного движения. Поэтому водитель находится в постоянном внутреннем напряжении, даже если сам он уверен в обратном. Также и различные ситуации в повседневной жизни могут вносить свою лепту в поведение на дороге.

    Постоянное внутреннее напряжение приводит к стрессу

  2. Привычка или особенность характера. В первом случае при постоянном нарушении правил дорожного движения и неуважительном отношении к окружающим водителям человек постепенно теряет совесть, что заставляет такое поведения превращаться в норму. Если же агрессия — это часть взбалмошного и неуравновешенного характера человека, то неадекватное поведение на дороге и вовсе воспринимается им как что-то абсолютно нормальное.
  3. Менталитет и культура. В странах, где люди изначально приучены уважать друг друга, культура вождения, как правило, выше, чем в странах, где каждый считает себя лучше других.

Распознать агрессора

Но как же должен вести себя на дороге водитель, чтобы можно было отнести его в разряд агрессивных? Абсолютно все агрессивные водители проделывают как минимум один трюк из нижеприведенного списка. Причем происходит это с завидной регулярностью. Конечно, если агрессия не является разовой, спровоцированной определенными обстоятельствами.

Итак, список «плохих дел» потенциально агрессивных шоферов:

  • Превышение скоростного режима;
  • Стремительное и необоснованное торможение;
  • Резкая смена полосы движения;
  • Резкое начало движения на светофорах и перекрестках;
  • Несоблюдение дистанции между автомобилями;
  • Нежелание пропускать транспортное средство для перестройки в другую полосу;
  • Нежелание применять сигналы поворотов;Агрессор при возможности пренебрегает правилами дорожного движения
  • Езда в полосе, предназначенной для передвижения общественного транспорта;
  • Остановка в запрещенных местах или местах, где автомобиль может мешать другим участникам движения;
  • Нежелание учитывать дорожные знаки и разметку;
  • Постоянное использование клаксона;

И так далее. Этот список можно продолжать еще очень долго. Но портрет отсюда вырисовывается один. Любой агрессивный водитель несет потенциальную опасность для других владельцев средств передвижения. Именно поэтому знать простые правила взаимодействия с такими шоферами необходимо каждому, кто владеет правами.

Важно знать

Если на вашем пути встретился агрессивный водитель, то следует максимально держать себя в руках. Желание воздать такому ездоку по заслугам может сыграть с вами злую шутку и подвергнуть немалой опасности.

Гораздо более правильным в такой ситуации будет пропустить горе-шофера, а не вызвать у него еще более негативную реакцию собственной агрессией. Старайтесь воспринимать ситуацию максимально спокойно, не обращать внимания на значимости того, что произошло.

Эксперты рекомендуют в такие моменты слушать спокойную музыку, которая помогает расслабиться и взглянуть на мир проще.

Желание поставить агрессивного водителя на место может привести к печальным последствиям

Если же неправильные действия агрессора реально угрожают жизни или здоровью, то в таком случае нужно немедленно обратиться в полицию, чем можно не только пресечь дальнейшее негативное развитие событий, но и получить руководство к действию.

Хотя агрессия может быть пассивной (возникающей при определенных обстоятельствах) или активной (практически постоянной и беспричинной), это отнюдь не умаляет ее негативного влияния на окружающих людей. Ведь кроме водителей под такое воздействие попадают даже пешеходы. В любом случае известная фраза «спокойствие, только спокойствие» как никогда актуальна именно в подобном случае.

4 причины агрессивного вождения. Узнай себя за рулем — журнал За рулем

Что делать, если в отношении вас другой водитель проявляет агрессию?

Материалы по теме

Ученые доказали, что одни из самых агрессивных водителей — мужчины с предельно выраженными маскулинными чертами. А чаще всего рискуют на дороге импульсивные, склонные к вспышкам гнева люди. При этом их поведение нередко провоцирует несчастные случаи.

Интересно, что некоторые автовладельцы воспринимают машину как продолжение себя, а занимаемое ею на дороге пространство — как свою территорию, которую надо контролировать и защищать. И поэтому, когда таких водителей подрезают, это воспринимается ими как личное оскорбление и предсказуемо вызывает агрессию, полагают канадские и американские психологи.

И здесь уже встает вопрос о границах. Где заканчивается личное пространство одного человека и начинается территория другого? Некоторые люди вынуждены искать ответ всю жизнь.

Поэтому они постоянно пытаются почувствовать эту грань — и агрессивное вождение, среди прочих приемов, приходит на помощь.

Чтобы быстро получить обратную связь, достаточно резко перестроиться, включив поворотник секундой раньше, и услышать ответный сигнал возмущенного водителя, оставленного позади.

2. Борюсь со страхом

Ежедневно участниками движения оказываются новые водители, и большинство из них волнуется, некоторые вовсе пребывают на грани паники. Но так или иначе вождение автомобиля более-менее благополучно осваивают многие.

Материалы по теме

Постепенно нужные навыки автоматизируются, ключевые маршруты запоминаются, и новички начинают внимательнее следить за ситуацией на дороге, а значит быстрее и лучше реагировать на то, что происходит вокруг. Это особенно важно, ведь мелкие аварии лишают водителя уверенности в себе и актуализируют страхи, возвращая его чуть ли не в исходную точку.

Этот нелегкий путь к аккуратному безопасному перемещению на машине кому-то кажется слишком долгим, изнуряющим, а то и скучным.

Некоторые люди, сталкиваясь с любыми пугающими ситуациями, предпочитают бросаться с места в карьер. Это относится и к водителям.

Внимание!

Иногда новоиспеченные обладатели прав решают, что побороть страх лучше всего вышибая клин клином. В таком случае агрессивная езда — чистой воды бравада, но бравада опасная.

Как установили американские исследователи, подобное поведение за рулем чаще демонстрируют молодые люди, которые используют автомобиль как средство самовыражения.

Они могут проявлять крайнюю самоуверенность и недооценивать риски, связанные с безрассудным вождением. К слову, попытка таким образом преодолеть страх перед дорогой может дать прямо противоположный результат.

Страх с каждой поездкой будет только усиливаться, и в какой-то момент с мыслью об управлении автомобилем придется расстаться.

3. Мне нужны острые ощущения

Материалы по теме

Экстремальные виды спорта очень популярны. Кто-то прыгает в воду со скал или планирует по воздуху, облачившись в костюм с крыльями. А кто-то предпочитает не ходить далеко и получает свою дозу острых ощущений за рулем. Быстрые перестроения, резкие старты на светофорах, лихие, с визгом покрышек, повороты — полноценный экстрим с его главной составляющей — угрозой для жизни.

Коварство подобных удовольствий в том, что они вызывают привыкание. У человека возникает «зависимость от собственных ощущений, химических реакций, происходящих в организме, когда вce его системы напряжены, находятся в состоянии стpecca, a адреналин в крови превышает все мыслимые пределы», отмечает психотерапевт, кандидат медицинских наук Иван Кириллoв.

Данная зависимость, как и любая другая, формируется со временем. Поначалу агрессивное вождение приносит удовлетворение, вызывая радость, граничащую с эйфорией.

Однако постепенно эти чувства притупляются, и в погоне за нужной дозой острых ощущений водитель вынужден вести себя все более безрассудно, не обращая внимания на возрастающий риск для жизни и последствия.

В таком случае лучше выплескиватьэмоции на закрытой и безопасной гоночной трассе. Заодно и зрителей позабавите.

4. Хочу выплеснуть негатив

Материалы по теме

Ссоры в семье, сражения у кабинетов врачей, неурядицы на работе могут стать тяжелым испытанием для тех, кому принципы не позволяют ответить криками и грубостью. Конечно, хорошие манеры дорогого стоят, однако всем очень воспитанным людям следует помнить: раздражение и гнев — не те эмоции, которые, возникнув, исчезают. И если нет возможности вернуть агрессию обидчику, пострадает тот (или то), кто первым попадется под руку.

Человек, сдерживающий агрессию, может невольно направить ее на самого себя, предостерегает клинический психолог Любовь Кроткова.

И автовладельцы становятся жертвой такого механизма, принимаясь выплескивать негатив за рулем.

По данным израильских ученых, водители, регулярно сталкивающиеся с неприятными ситуациями на работе, чаще, чем коллеги, чьи трудовые будни более спокойны, ведут себя за рулем агрессивно или безответственно.

Возможность просто выругаться в адрес других водителей (пусть они этого и не услышат) уже приносит большое облегчение. А агрессивное вождение помогает поддержать самооценку, почувствовать себя хозяином положения. Ведь, по мнению психолога Леона Джеймса, «автомобиль мгновенно реагирует на наши приказы, и это рождает удовольствие, связанное с ощущением власти».

Агрессивное вождение, как это ни странно прозвучит, в итоге выполняет важную функцию для водителя — оно решает определенную проблему, иногда не одну. Поэтому просто взять и перестать безрассудно вести себя на дороге не получится. А если и получится, тут же найдется другой (не факт, что менее опасный) способ разбираться с неприятностями.

Можно, конечно, и дальше ездить, воображая себя участником автогонки. Но в определенный момент счета за ремонт машины, угроза лишения прав и, не дай бог, травмы разной степени тяжести перевесят, и отмахнуться от мыслей о том, что что-то идет не так, не получится. Тогда придется разобраться в себе и найти способ решать проблемы более безопасно.

А когда накроет желание полихачить — лучше спуститься в метро.

Четыре причины агрессивного вождения. Узнай себя за рулем

Андрей Васильев

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Агрессия за рулём: причины и методы борьбы

Что делать, если в отношении вас другой водитель проявляет агрессию?

Большинство водителей, со стажем и не очень, прекрасно знают, что стоит сесть за руль автомобиля, так сразу проявляются все темные стороны натуры злость, нетерпимость, суетливость и др. Словно какие-то темные механизмы включаются в нас вместе с поворотом ключа в замке зажигания. Откуда это безумство эмоций и поступков?

Недавно я гостил у друзей, приехав без машины, — мы договорились, что домой меня, потом подбросит их дочь. Признаться, я немного беспокоился за водительские навыки 19-летней барышни. Как оказалось, зря: водит она очень прилично. А вот выражается при этом не очень.

Не то чтобы я ничего подобного не слышал раньше — слышал, но в основном из уст младших сержантов и ефрейторов во время службы в армии, а не от второкурсницы МГУ.

Девушка сама очень переживала, явно пыталась сдерживаться, а на прощание попросила меня не все рассказывать родителям. Я пообещал, но поделился с женой.

Та иронически на меня посмотрела и хмыкнула: «А ты себя-то за рулем хоть раз слышал?»

Дорожная ярость

По данным социологов, 47% российских водителей считают главной проблемой на дорогах крайне низкий уровень культуры участников движения.

При этом само наличие автомобиля как будто бы подразумевает определенный уровень образования или квалификации, которые просто необходимы, чтобы на него заработать.

Так что же происходит с нашим образованием, воспитанием и культурой, когда мы садимся за руль?

Важно!

В английском языке есть понятие «road rage». На русский его можно перевести примерно как «агрессивное поведение на дороге». Но будет это слишком неуклюже и нейтрально. Road rage — это гнев, ярость, нетерпимость, которые буквально захлестывают многих водителей. И эти чувства знакомы нам ничуть не хуже, чем англичанам и американцам.

Любопытно, что этот свирепый зверь просыпается в нас не просто в машине, а именно за рулем. Согласитесь, на пассажирском сиденье мало кому приходит в голову ругать последними словами зазевавшихся пешеходов или «играющих в пятнашки» водителей. Видимо, агрессия приходит вместе с пониманием того, что ситуацию контролируем именно мы.

Это абсолютно верно, убежден психолог Леон Джеймс (Leon James), посвятивший многие годы исследованию поведения агрессивных водителей. Ведь когда мы беремся за руль, автомобиль, по сути, становится продолжением нас самих.

«Он позволяет нам осуществлять непосредственный контроль над окружающим миром, — объясняет психолог. — Машина мощна и послушна, она мгновенно реагирует на наши приказы, и это рождает удовольствие, связанное с ощущением власти».

А ведь психоанализ неустанно напоминает: стремление к младенческому чувству всемогущества живет в каждом из нас. И за рулем мы оказываемся очень к нему близки.

Стоит ли удивляться, что любые помехи на пути к его достижению вызывают в нас бурю гнева? Наглец, втиснувшийся в поворотный ряд перед нами, не вовремя вспыхнувший красный свет, едва ползущий впереди грузовик безжалостно возвращают нас к реальности из мира сладкой иллюзии, в которой нам подвластно все.

Тяга к всемогуществу

Источник: www.cnbc.cmu.edu

Леон Джеймс отмечает и другую причину неприятных перемен за рулем: «Даже очень сдержанные в обычной жизни люди могут при вождении становиться раздражительными.

Во многом это объясняется своеобразным эффектом анонимности: мы не знаем, кто управляет другой машиной, и склонны приписывать этим неизвестным водителям самые негативные черты, резко критикуя их(хотя эта критика и не достигает их ушей)».

Вряд ли мы обрушим тот же гнев на человека, случайно задевшего нас плечом в метро или на улице. По крайней мере, не убедившись сначала, что не имеем дело с угрюмым здоровяком. Машина снимает этот сдерживающий барьер. Она создает иллюзию защищенного и безраздельно принадлежащего только нам пространства.

Совет!

Металлический кузов служит броней (надежность которой, увы, все мы, как правило, переоцениваем).

А комфортабельный салон настраивает на благостный и беззаботный лад: удобно регулируемые кресла, подголовники и рулевая колонка, магнитола с отличным качеством звука и большим экраном, а в последнее время даже возможность доступа в интернет прямо из-за руля — все это притупляет нашу бдительность. «В каком-то смысле, — добавляет психолог, — это чувство комфорта и безопасности роднит автомобиль с материнской утробой, еще более усиливая в нас тягу к младенческому всемогуществу».

Привычка сквернословить за рулем никого из нас, мягко говоря, не красит. Однако это вовсе не худшее проявление того самого road rage. Гораздо опаснее, когда агрессия воплощается не в слове, а в деле.

А по части агрессивного вождения мы вполне можем поспорить с лихачами из Турции или Египта.

Тяга к полному контролю, и иллюзия защиты, и притупленная комфортом бдительность могут проявляться не только в потоках ругательств, но и во вжатой в пол педали газа. Есть у безрассудства за рулем и другие причины.

Агрессивная езда может быть бессознательной уловкой, стремлением защитить себя от постоянной экзистенциальной тревоги, считает психолог Жан-Паскаль Ассайлли (Jean-Pascal Assailly), научный сотрудник Национального института исследования проблем транспорта и безопасности Франции.

«Явная опасность лучше „неосязаемого“ стресса, причины которого нам не ясны, — объясняет он. — Подобная замена, кстати, происходит и при фобиях, когда непонятная человеку тревога воплощается в страх пауков или закрытого пространства.

Он сам создает себе убедительный повод для ужаса: то, что мучает изнутри, обретает имя и облик».

Внимание!

Таким образом, повседневный стресс вполне способен превратить тихого офисного клерка, которого никто и не заподозрит в агрессии, в настоящего монстра на дороге. Наконец, наше стремление к острым ощущениям имеет и физиологические основания: в ситуации опасности мозг выделяет особое вещество дофамин, которое вызывает чувство мало с чем сравнимого возбуждения и удовольствия.

Словом, причин агрессивного поведения за рулем у нас достаточно. Можно ли, вопреки всем этим причинам, усмирить в себе «дорожного зверя»?

Безопасное вождение — это..

Это безопасное вождение? Источник: www.news.com.au

При желании — да, отвечает психолог Эрнест Лайт. В прошлом наш соотечественник, он уже многие годы работает в Канаде. В этой стране многие программы страхования предусматривают для участников ДТП курс психотерапии. Именно этой работой он и занят.

«Когда в 1991 году я получал водительские права в Сан-Франциско, требовалось пройти тест на знание правил дорожного движения, — рассказывает психотерапевт. — Среди всех вопросов мне запомнился один, которого я просто не мог вообразить себе в СССР. Звучал он так: „Безопасное вождение — это…“ И варианты ответов:

a) соблюдение правил дорожного движения;

b) учет дорожной обстановки и выбор правильной дистанции;

c) искусство оставаться живым.

Вариант „c“ отпал сразу как не имеющий отношения к делу, и я выбрал, кажется, „а“. Тест я тогда прошел, но среди нескольких ошибок оказался и ответ на этот вопрос. Правильно было: „Безопасное вождение — это искусство оставаться живым“. И моя многолетняя практика работы с людьми, побывавшими в автомобильных авариях, постоянно подтверждает мудрость этого ответа».

Лекарство от агрессии

Психолог Эрнест Лайт предлагает несколько простых советов тем, кто хотел бы снизить собственный уровень агрессии за рулем и меньше страдать от агрессивности других участников движения.

Совет № 1.Презумпция невиновности. В случае странного или агрессивного поведения другого водителя постарайтесь найти ему объяснение. Например, человек торопится в больницу к внезапно заболевшему родственнику.

Или мать везет ребенка и отвлекается на общение с ним, меньше обращая внимание на дорожную обстановку. Исходите из презумпции невиновности.

Уважительных причин, почему люди не очень хорошо ведут машину, гораздо больше, чем каких-то злонамеренных действий.

Совет № 2. Дорогу дураку. Попадая в дорожную ситуацию, которая вас раздражает или злит, исходите из простого правила «умному поклон, дураку — два». То есть старайтесь как можно чаще уступать.

Лучше пропустить втискивающуюся перед вами машину, чем поцарапать свою за правое дело.

Даже самое пустяковое дорожно-транспортное происшествие отнимает столько времени и нервов, что, на секунду вспомнив об этом, лучше притормозить и избежать неприятностей.

Совет № 3. Помните о людях. Если вы везете пассажиров, будьте особо осторожными, потому что люди доверили вам свою жизнь. Садясь в машину, каждый раз напоминайте себе, что безопасное вождение — это искусство оставаться живым.

Читать про: • агрессия , • психология

Сохранить на память!

Написать редактору: Я знаю об этом больше… Хочу предложить тему!

Источники:

  1. Ну кто так ездит! — Есть что почитать… 
Добавить комментарий